СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 7. Международно-правовое регулирование в области ФКиС.

 

 

Тема 6.3. Педагогическая деятельность в сфере ФКиС.

 


1. Сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры
2. Основные виды педагогической деятельности в сфере ФКиС


 

Сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры

Деятельность специалистов в области физической культуры: тренеров, учи-телей, преподавателей, инструкторов по физической культуре и адаптивной фи-зической культуре, спортивных менеджеров, психологов спортивных команд и других специалистов физкультурно-спортивного профиля является педагогиче-ской.
Педагогическая деятельность в сфере физической культуры представляет вид профессиональной деятельности, содержанием которой является оздо-ровление, обучение, физическое воспитание и развитие обучающихся.

Деятельность специалиста в сфере физической культуры состоит в переда-че накопленного человечеством опыта, создает благоприятные условия для их личностного и физического развития, готовит их к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность в сфере физической культуры является само-стоятельным общественным явлением и характеризуется следующими признака-ми:
1. Является особым видом социально ценной деятельности. В её ходе развиваются физические и моральные качества, укрепляется здоровье, обогаща-ется духовный мир.
2. Осуществляется специально подготовленными и обученными специ-алистами.
3. Носит творческий характер.

Важной особенностью педагогической деятельности является педагогиче-ское сотрудничество, предполагающее совместную деятельность педагога и обучающихся.

В этой деятельности можно выделить компоненты:

Целевой - подразумевает постановку цели.
Мотивационный – разработка мотива для достижения поставленных целей.
Содержательный - разработка содержания каждого вида деятельности.
Деятельностный - выбор оптимальных методов обучения, воспитания.
Контрольно-оценочный - выявление уровня достижений, качественный и количественный анализ полученных результатов.

Основные виды педагогической деятельности в сфере ФКиС

Работа специалиста по физической культуре включает следующие виды дея-тельности:
• конструктивную,
• гностическую,
• обучающую,
• воспитательную,
• коммуникативную,
• контрольно-оценочную,
• собственную спортивную,
• коррекционно-оздоровительную
• деятельность по самосовершенствованию.

В совокупности они охватывают весь педагогический процесс по физической культуре. В этих видах профессиональной деятельности формируется и реализуется профессиональная компетентность.
Воспитательная деятельность педагога по физической культуре – это целе-направленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направлен-ный на формирование личности воспитанника для подготовки его к участию в об-щественной и культурной жизни современного общества.

Главным направлением в работе педагога по физическому воспитанию является:
1. Физкультурное воспитание - это формирование физически развитой, интеллектуальной и духовной личности на основе использования различных упражнений физической направленности.
2. Валеологическое воспитание - формирует ценностное отношения к сво-ему здоровью и к здоровью других людей, оказывает пути самооздоровления и здорового образа жизни.
3. Олимпийское воспитание – освоение ценностей олимпийского движения.
4. Спортивное воспитание – формирование ориентация учащихся на осу-ществление спортивной деятельности и переосмысление опыта жизни и деятель-ности спортсменов высокого класса в интересах физического воспитания детей и подростков.

Все другие виды воспитания (нравственное, эстетическое, экологическое, патриотическое и пр.) осуществляются в ходе физического воспитания: в процес-се изучения и выполнения физических упражнений в тренировочной и соревновательной деятельности.

Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач явля-ются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Обучающая деятельность в сфере физической культуры направлена на пробуждение и развитие интереса к физической активности, приобретению знаний о различных видах спорта, о способах оздоровления своего организма при помощи физкультурно-спортивной деятельности.

Обучение осуществляется в рамках разных организационных форм:
Урок физической культуры,
занятие в секции,
поход и т.д.

Эти формы, как правило, имеют жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Критерием эффективности деятельности обучения является уровень усвоения знаний, умений и навыков, овладения способами решения практических спортивных задач.
Воспитательная и обучающая деятельность в сфере физической культуры тесно взаимосвязаны.

Работа педагога начинается с планирования (конструирования). Конструк-тивной называют деятельность педагога по ФК по проектированию на определён-ный промежуток времени учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности обучающихся, процесса их оздоровления, способов развития их личности с учётом требований современного общества.
Различают длительное (перспективное) и оперативное (проводимое во время самого занятия) планирование.
Длительное и планирование выражается в составлении планов на год, полу-годие или другой промежуток времени и осуществляется заранее.
Оперативное планирование представляет собой коррекцию первоначальных планов с учетом сложившихся педагогических условий. Учитель ФК или тренер всегда должен иметь несколько вариантов запасного (мысленного) плана прове-дения занятия с учётом наиболее вероятных изменений.

Условиями эффективного планирования деятельности в сфере физической культуры являются:
• Постановка целей обучения и воспитания.
• Отбор и распределение учебного материала согласно целям.
• Определение воспитательных задач.
• Планирование контроля за формированием двигательных умений и навыков.

Гностическая деятельность – заключается в сборе разнообразной инфор-мации об особенностях процесса и результатах педагогического труда в сфере физической культуры и спорта с целью построения эффективной профессиональ-ной деятельности.
Организаторской называют деятельность педагога, которая предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в учебно-тренировочный процесс, создание коллектива и организацию сотрудничества воспитанников в этом коллективе. Организаторская деятельность состоит в реализации на практике проектов учителя.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогиче-ски целесообразных отношений специалиста по ФК с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественности, родителями учащихся, спортив-ными коллективами и организациями.
Контрольно-оценочная деятельность направлена на выявление эффек-тивности педагогического процесса. Контроль и оценка в физкультурно-педагогическом образовании осуществляются в большей степени для получения сравнительных результатов, выработки своеобразных общественно значимых нормативов.
Деятельность по самосовершенствованию педагога в сфере физической культуры состоит в постоянной творческой работе над собой – над своими знани-ями, умениями, способностями, самочувствием. В ней он проявляет гностическую, конструктивную, оценочную и организационную формы компетентности по отношению к себе.

Все указанные виды деятельности являются обязательными в работе про-фессионалов различных профилей в сфере физической культуры. Их сочетание, доминирующие и зависимые виды их педагогической деятельности зависят от целей и содержания работы каждого конкретного специалиста, от требований к результатам его работы.

Вопросы для повторения и закрепления:
1. Дайте характеристику педагогической деятельности.
2. Перечислите общие задачи педагогической деятельности.
3. Назовите признаки педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта как общественного явления.
4. Назовите компоненты педагогического сотрудничества.
5. Какие виды деятельности включает в себя работа специалиста по физической культуре. Охарактеризуйте каждый из их.
6. В чем заключается воспитательная деятельность педагога по ФКиС.
7. Какие виды планирования педагогической деятельности вы знаете.
8. В чем заключается деятельность по самосовершенствованию
9. Что такое гностическая деятельность.
10. В чем заключается валеологическое воспитание.

Рис. 2. ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2014. – 312 с.

Глава 3
§ 1 стр. 8-15

Составление конспекта по плану:

1. .....

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Краткая история человечества в догосударственный период.
2. Что такое государство, его признаки и функции.
3. Когда и где возникают первые государства.
4. Какой характер носит в рабовладельческих государствах право.
5. Цель общественной жизни: в чем она. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Что такое правовая норма. Что такое право. В какой связи право находится с понятием государство.
7. Перечислите известные вам:
- формы государственного устройства;
- формы политического режима;
- формы государственного правления;
- формы общественного строя.
8. Что такое закон и система. Дайте определение стеме права.
9. Перечислите известные вам источники права.