Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.
Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .
Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.
Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.
Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.
Культура - общий объем творчества человечества.Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.
Рис. 1. Условное деление культуры по видам.
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.
Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.
Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.
Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.
Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления , как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт , кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.
Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.
Отсюда основные функции культуры:
-
Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.
Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах .
Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.
Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).
Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство– вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.
К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения — книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.
У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.
Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.
Вопросы для повторения:
- Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
- Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
- Какие виды искусства вы знаете?
- Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: cherenova.ts@yandex.ru