
Киевская Русь во второй половине X века.

Вашему вниманию представлены выдержки из письменныого исторического источника, относящегося к XII веку, содержащие сведения о более раннем периоде существования общества и государства у восточных славян:
АННОТАЦИЯ
В годы правления Владимира была решена одна из важнейших проблем – обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей и установлены постоянные гарнизоны. Несмотря на явные успехи государственного строительства, перед Великим князем по прежнему была проблема недостаточного единства славянских племен. Одной из причин отсутствия единства и ненадежности внутриполитических связей была политеистическая религия – язычество. Практика поклонения многим богам не рождала привычку подчинения единоличной власти князя (власть множества богов на небесах – власть множества князей на земле). Для укрепления единства необходим был культ единого бога.
Сначала Владимир попытался решить эту проблему в рамках язычества, введя в Киеве культ бога войны и княжеской власти – Перуна. Однако население Руси не признало власть одного бога над всеми другими языческими богами. Идея Владимира провалилась. Тогда Великий князь решает вообще сменить религию. Его выбор падает на монотеистическую христианскую религию православного толка, центром которой являлась Византия – торговый и политический партнер Руси. Помимо прочих причин христианство уже издавна имело корни на Руси. Главным же «достоинством» православия было то, что по канонам этой религии власть императора (князя) считалась священной и данной от бога. Власть князя приравнивалась к власти бога (точнее Великий князь становился «проводником» власти божественной для населения государства). Для принятия христианства Владимиру пришлось предпринять дипломатические и военные шаги по отношению к Византии. В итоге, угрожая уничтожить греческий город Корсунь (Херсонес), Владимир заставляет императора Византии отдать ему в жены свою сестру Анну и крестить его самого и его дружину. По возвращении в Киев (988) привезенные христианские священники произвели обряд крещения киевлян. Однако еще на долгое время на Руси было распространено двоеверие. Официальной датой принятия Русью христианства считается 988 год. За свою деятельность Владимир получил в народе прозвище «Красно Солнышко».
Нестор летописец
Повесть временных лет
КНЯЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА, СЫНА СВЯТОСЛАВА
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил идолов на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.
Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, гречанка, чехиня, болгарыня, а наложниц было у него 800. И был он ненасытен в блуде.
В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично.
В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю.
В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". Потом пришли иноземцы из Рима, пришли хазарские евреи. Всех их отверг Владимир.
Пришедшие же греки стали говорить о своей вере так:
"В начале, в первый день, сотворил Бог небо и землю. Во второй день сотворил твердь посреди воды. В третий день сотворил он море, реки, источники и семена. В четвертый день - солнце, луну, звезды, и украсил Бог небо. Увидел все это первый из ангелов, и подумал: "Сойду на землю, и овладею ею, и буду подобен Богу". И тотчас же был свергнут с небес, и было имя ему Сатана, а на его место Бог поставил Михаила. Сатана же, обманувшись в замысле своем и лишившись первоначальной славы своей, назвался противником Богу. Затем, в пятый день, сотворил Бог китов, рыб, гадов и птиц пернатых. В шестой день сотворил Бог зверей, скотов, гадов земных; создал и человека. В седьмой же день, то есть в субботу, почил Бог от дел своих.
И насадил Бог рай на востоке в Эдеме, и ввел в него человека, которого создал, и разрешил ему есть плоды каждого дерева, а плодов одного дерева - познания добра и зла - не есть. И навел Бог сон на Адама, и уснул Адам, и взял Бог одно ребро у Адама, и сотворил ему жену, и ввел ее в рай к Адаму, и сказал Адам: "Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женою". Дьявол же, увидев, как почтил Бог человека, стал ему завидовать, преобразился в змия, пришел к Еве и сказал ей: "Почему не едите от дерева, растущего посредине рая?". И сказала жена змию: "Сказал Бог: "Не ешьте, если же съедите, то смертью умрете". И сказал жене змий: "Смертию не умрете; ибо знает Бог, что в день тот, в который съедите от дерева этого, откроются очи ваши и будете как Бог, познав добро и зло". И увидела жена, что дерево съедобное, и, взяв, съела плод, и дала мужу своему, и ели оба, и прозрели оба. И сказал Бог: "Проклята земля за твои дела, в печали будешь насыщаться все дни твоей жизни". И изгнал Господь Бог Адама из рая. И поселился он против рая, плачась и возделывая землю, и порадовался сатана о проклятии земли. Это первое наше падение и горькая расплата, отпадение от ангельского жития.
Родил Адам Каина и Авеля, Каин был пахарь, а Авель пастух. И понес Каин в жертву Богу плоды земные, и не принял Бог даров его. Авель же принес первенца ягненка, и принял Бог дары Авеля. Сатана же вошел в Каина и стал подстрекать его убить Авеля. И сказал Каин Авелю: "Пойдем в поле". И послушал его Авель, и, когда вышли, восстал Каин на Авеля и хотел убить его, но не знал, как это сделать. И сказал ему сатана: "Возьми камень и ударь его". Он взял камень и убил Авеля. И сказал Бог Каину: "Где брат твой?". Он же ответил: "Разве я сторож брату моему?". И сказал Бог: "Кровь брата твоего вопиет ко мне, будешь стонать и трястись до конца жизни своей". Адам и Ева плакали, а дьявол радовался, говоря: "Кого Бог почтил, того я заставил отпасть от Бога и вот ныне горе на него навлек".
Когда Адаму было 230 лет, родил он Сифа и двух дочерей, и взял одну Каин, а другую Сиф, и оттого пошли плодиться люди и множиться на земле. И не познали они Бога, исполнились блуда, и убийства, и зависти, и жили люди, как скоты. Только Ной один был праведен в роде людском. И родил он трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. И сказал Бог: "Не будет дух мой пребывать среди людей"; и еще: "Истреблю то, что сотворил".
И сказал Господь Бог Ною: "Построй ковчег в длину 300 локтей, в ширину 80, а в вышину 30". 100 лет делал Ной свой ковчег, и когда поведал Ной людям, что будет потоп, посмеялись над ним. Когда же сделал ковчег, сказал Ною Господь: "Войди в него ты, и твоя жена, и сыновья твои, и снохи твои, и введи к себе по паре от всех зверей, и от всех птиц, и от всех гадов". И ввел Ной, кого приказал ему Бог. Навел Бог потоп на землю, потонуло все живое, а ковчег плавал на воде. Когда же спала вода, вышел Ной, его сыновья и жена его. От них и населилась земля. И было людей много, и говорили они на одном языке, Итак, разделились люди на 72 языка и разошлись по всем странам, и каждый народ принял свой нрав.
От Адама до потопа прошло 2242 года, а от потопа до разделения народов 529 лет. Затем дьявол ввел людей в еще большее заблуждение, и стали они создавать кумиров: одних - деревянных, других - медных, третьих - мраморных, а некоторых - золотых и серебряных. И кланялись им, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и закалывали их перед ними, и была осквернена вся земля.
Когда евреи избивали пророков, а цари их преступали законы, предал их Бог на расхищение, и выведены были в плен в Ассирию за грехи свои, и были в рабстве там 70 лет. А затем возвратились в свою землю, и не было у них царя, но затем стал над ними властвовать царь Ирод.
В правление его, в год 5500, послан был архангел Гавриил в Назарет к деве Марии, сказать ей: "Радуйся. Господь с тобою!". И от слов этих зачала она и родила сына, и назвала его Иисус. Ирод же, услышав это, послал с приказанием: "Избейте младенцев всех до двух лет". Они же пошли и истребили младенцев, А Мария, испугавшись, спрятала младенца. Когда же Иисус вырос и было ему 30 лет, начал он творить чудеса и проповедовать. И избрал 12 человек, и назвал их учениками своими, и стал творить великие чудеса - воскрешать мертвых, очищать прокаженных, исцелять хромых, давать прозрение слепым. И крестился он в Иордане от Иоанна. Когда же он крестился, отверзлись небеса, и Дух сошел в образе голубином, и голос сказал: "Вот сын мой возлюбленный". И посылал он учеников своих проповедовать покаяние для оставления грехов. Когда же учил он в церкви, архиереи и книжники исполнились зависти, и хотели убить его, и, схватив его, повели к правителю Пилату. Пилат же, дознавшись, что привели его без вины, захотел его отпустить. Они же сказали ему: "Если отпустишь этого, то не будешь другом цезарю". Тогда Пилат приказал, чтобы его распяли. Они же, взяв Иисуса, повели на лобное место, и тут распяли его. Настала тьма по всей земле от шестого часа и до девятого, и в девятом часу испустил дух Иисус. Сняли его с креста, положили его в гроб, и печатями запечатали гроб евреи, приставили стражу. Он же воскрес на третий день. Воскреснув из мертвых, явился он ученикам своим и сказал им: "Идите ко всем народам и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Пробыл он с ними 40 дней, приходя к ним после своего воскресения.
Когда апостолы учили веровать Богу, учение их греки приняли. Установил же Бог и день единый, в который, сойдя с небес, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведникам - царство небесное, красоту неизреченную, веселие без конца и бессмертие вечное; грешникам же - мучение огненное и мука без конца. Таковы будут мучения тем, кто не верит Богу нашему Иисусу Христу: будут мучиться в огне те, кто не крестится".
Греки же сказали Владимиру: "Если хочешь с праведниками стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах.
В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?". И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: "Идите и испытайте веру иностранную". И пришли они в Греческую землю, и ввели их туда, где служат греки Богу своему, и не знали - на небе или на земле они: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как и рассказать об этом, - пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не могли они забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо".
И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру свою. Разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. И когда епископ возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились.
После всего этого Владимир взял царицу, и священников корсунских, взял и сосуды церковные и иконы. Корсунь же отдал грекам, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы и приставил 12 мужей колотить его палками. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна. И по другим городам стали ставить церкви. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.
Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей. И посадил Ярослава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: "Нехорошо, что мало городов около Киева". И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.
В год 6497 (989). После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами.
В год 6502 (994).
В год 6503 (995).
В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты", ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся.
В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего; но Бог не дал дьяволу радости. Когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в пятнадцатый день.
Память о нем чтут русские люди, вспоминая святое крещение, и прославляют Бога молитвами, песнями и псалмами, воспевая их Господу, новые люди, просвещенные Святым Духом, ожидая надежды нашей, великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; он придет воздать каждому по трудам его неизреченную радость, которую предстоит получить всем xристианам.
Полный текст: / Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4 / Часть 5 /