После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: cherenova.ts@yandex.ru

Тема 3. Культура Междуречья

Дополнительная информация

Среди пластики III тыс. до н.э. выделяется мраморная скульптура женской головы из г. Урука (Рис. 1). Предположительно, это покровительница города богиня Инанна. Первоначально у богини был головной убор, глаза и брови были инкрустированы драгоценными камнями и золотом. По своей выразительности, по мастерству моделировки лица автор этой работы опережал свое время.

Рис. 1. Голова богини Иштар из Урука

Образцом раннего рельефа может служить черная базальтовая «Стелла охоты» из Урука (Рис. 2). На ее лицевой стороне дважды изображен бородатый человек, поражающий львов копьем и стрелами из лука. Фигуры свободно располагаются на плоскости камня.

Рис. 2. Стелла охоты. IV-V вв. до н.э.

В стелле царя Нарам-Сина (рис. 3)композиция строится не как линейное повествование. Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулубеев. Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. Перед ним - поверженный и молящий о пощаде враг. Треугольная форма стелы, ее компо­зиция - все подчеркивает главную идею: восхождение к триумфу. Движения фигур динамичны и пластичны, размеры пропорциональны, тщательно прора­ботана мускулатура. Это уже не схема, а произведение искусства.

Рис. 3. Стелла царя Нарам-Сина

Стелла законов Хаммурапи (рис. 4) украшена наверху выпуклым рельефом, на котором изображен бог солнца Шамаш, вручающий царю жезл - символ власти. По сравнению с аккадским периодом налицо снижение мастерства. Фигуры статичны, сама техника изготовления рельефа грубее.

Рис. 4 Стелла законов царя Хаммурапи