В театре и на маскараде

После обеда для столичного дворянина наступала пора светских развлечений. Он отправлялся в театр или на концерт, на маскарад или в клуб. Не важно, какие актеры и что играли, но важно было побывать в театре, «показать себя», заглянуть за кулисы, засвидетельствовать свое почтение актрисам.

В конце XVIII – начале XIX в. в России было 170 крепостных театров: постепенно некоторые из них становились общедоступными и приносили большие доходы их владельцам. В большинстве театров XVIII в. был оперно–балетный репертуар: тогда еще не существовало деления на оперные и драматические театры. Актеры произносили прозаический или стихотворный текст, танцевали и пели. В искусстве того времени были очень сильны античные мотивы: костюмы, певучая декламация стихов.

Популярным жанром театрального искусства в XVIII в. была опера–буфф– то же, что и сегодняшняя оперетта. Кроме пения, танцев, пародий в театрах можно было услышать имитацию соловьиного свиста. Во времена Екатерины II стало входить в моду цыганское хоровое пение. Первые цыгане–певцы были выписаны чесменским героем графом А. Г. Орловым из Молдавии. Наряду с оркестром каждый вельможа старался обзавестись цыганским хором. Позже вошли в моду парадные обеды с цыганами. Цыганки выходили танцевать в расшитых золотом шалях и украшениях из монет.

Театр XVIII – начала XIX в. оставался частью светской жизни дворян, забавой, зрелищем, нарядным праздником. Спектакли в старину начинались в 5 часов вечера и заканчивались не позднее 10. Лучшие места в театре были заняты дворянами по абонементу. Кресла так и назывались – годовыми. Эти места стоили очень дорого: по два рубля с полтиной. Остальной партер стоил по рублю за место. Входные билеты в театр назывались ярлыкамиОни печатались на толстой бумаге. Покупали их в кассах при театрах. В один ящик опускались деньги за вход, а в другом ящике находились ярлыки, которые выдавали в обмен на деньги. К кассам были приставлены сторожа. После спектакля обыкновенно делались анонсы для публики о предстоящих представлениях и бенефисах– спектаклях, которые проводились в честь одного актера или актрисы и сбор от которых полностью или частично шел в пользу бенефицианта.

Актеры помимо жалованья получали деньги на квартиру и на гардероб, им выдавали казенные дрова и свечи. С 1810 г. они стали получать поспектакльную плату.

В области театрального искусства Петербург старался не отставать от Москвы. В северной столице имелось свыше 25 крепостных театров. Самым известным был театр В. А. Всеволжского, где ставились комедии и водевили. Еженедельно концерты давал у себя статс–секретарь А. Г. Теплов, оркестр которого был лучшим в Петербурге. Во второй половине XVIII в. в моде было исполнение романсов, выступления хоров, скрипачей.

Постепенно в Петербурге также стали складываться государственные театры, а крепостные театры в середине XIX в. исчезли. В 1732–1737 гг. в Зимнем дворце был оборудован придворный театр и создана балетная школа. В 1756 г. открылся Русский императорский драматический театр. Руководили им известный актер Ф. Г. Волков и драматург А. П. Сумароков. С 1772 г. в Петербурге стали проводиться концерты и музыкальные вечера. В том же году был учрежден первый музыкальный клуб, члены которого вносили по 10 рублей в год на содержание оркестра. Два раза в неделю в клубе устраивали музыкальные вечера.

В 1832 г. возник Александринский театр. На его сцене ставились главным образом драматические спектакли и водевили на русском языке. Самым известным трагическим актером первой половины XIX в. был В. А. Каратыгин. Однако драматический театр пользовался меньшим успехом, чем опера или балет. К тому же дворяне предпочитали спектакли на французском языке.

Кроме театров, концертов, балов дворяне посещали маскарады. В отличие от балов маскарады были публичными праздниками: на них мог попасть любой, кто купит входной билет. В этом маскарады были схожи с театром. Первый маскарад прошел в Москве в 1744 г., но европейские традиции этого праздника усваивались с трудом. Елизавета Петровна приказала устраивать маскарады по известному образцу: мужчины рядились в женщин и наоборот. Эти переодевания в то время называли метаморфозами.

В 8 часов вечера бесконечный ряд великолепных комнат Зимнего дворца открывался и за какой–нибудь час наполнялся пестрою толпой «купцов», «лавочников» с бородами и в длиннополых кафтанах. Кого тут только не было: «грузины», «черкесы», «армяне», «татары», «военные» и «посольские», «придворные» и «лакеи». Устраивали танцы в масках. На маскараде можно было оставить чопорность и строгость, подшучивать над другими гостями, любезничать – вообще чувствовать себя свободно. Это все привлекало публику на маскарад. Но были и другие причины. Имена первого человека, входящего в маскарад, и последнего, покидающего его, обязательно докладывали царю. Многие хотели сделать на этом карьеру.

 

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:cherenova.ts@rambler.ru

Иллюстрации