Во времена Петра I балы называли ассамблеями. Царь начал их устраивать в 1700 г., но эти увеселительные мероприятия прививались плохо, знать старалась под разными предлогами уклониться от участия в них. В 1718 г. Петр I издал специальный указ об ассамблеях, которые устраивались не только для забавы, но и для дела. Сам царь лично назначал, в чьем доме должна быть ассамблея сегодня, а затем это стали определять комендант в Москве и обер–полицмейстер в Петербурге. Прежде чем гости расходились с одной ассамблеи, им объявляли, где будет следующая.
Главным увеселением на ассамблеях были танцы. Первое время танцующих было очень мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. От танцоров требовалась немалая ловкость, иначе можно было стукнуться, толкнуть человека, оборвать хвост чужого платья и даже упасть. Дамам, затянутым в корсет, в башмаках на высоких каблуках и в напудренных париках, приходилось не легче, чем кавалерам: они были неуклюжи и смешны, неловки, не знали, как стать и сесть в тесных одеждах.
На ассамблеях были два рода танцев: церемониальные и английские. Первым танцем был менуэт– утонченный красивый французский танец XVIII в. Он состоял из мелких размеренных шагов и приседаний. Танцевали его парами.
По окончании танцев у небогатых хозяев подавали холодные закуски, у знатных накрывали ужин. Дамы и кавалеры сидели за столом вперемежку. Петровские ассамблеи отличались попойками, грубостью нравов и вместе с тем стремлением молодежи к галантности. В танцах было много учтивости и уважения к дамам. Окончив танец, кавалер обязан был отдать почтительный поклон даме и поцеловать у нее руку. Балы способствовали смягчению нравов, порождали новые чувства и настроения. Постепенно дворяне обучались манерам и модным танцам, и петровские ассамблеи стали уже в радость.
На балы ездили в каретах. При Петре I в России было еще совсем мало карет, их привозили из–за границы. При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне мода на кареты усиливается. В царствование Анны Иоанновны число карет доходило до 100. Они были бархатными, с золочеными колесами и корпусом. Сбруя для лошадей изготавливалась из мягкой красной кожи – сафьяна. Но более всего карет было в царствование Екатерины II. При Екатерине даже были изданы указы, как, кому и в каких каретах ездить, сколько запрягать лошадей, с тем чтобы ограничить стремление вельмож к роскоши. В то время в моде были высокие кареты со стеклами. Мода на кареты не угасла при Александре I и других русских императорах XIX в.
Дом, где проходил бал, был ярко освещен, особенно подъезд, куда заходили гости. Празднично одетые лакеи встречали кареты, из которых выходили мужчины во фраках, мундирах, при звездах и лентах, женщины в мехах. Балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышениях по двум сторонам залы у стен стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Балы проводились по определенной, утвердившейся в дворянском обществе программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В конце XVIII – начале XIX в. было принято открывать бал польским танцем, или полонезом. За ним следовал вальс. Кульминацией бала была мазурка, а завершал его котильон. Кавалеры на балах заранее приглашали дам на все танцы. Дамы вместе с веером носили на запястье специальную книжечку, в которую заносили имена кавалеров, пригласивших их на определенный танец. Каждый новый танец на балу все меньше напоминал торжественный балет, все больше было в нем танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец–игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Подавали персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего же приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11–м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда по знаку хозяина музыка прекращалась, все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дамам, обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII в. появился клавесин – дедушка нынешнего фортепьяно. Музыка и танцы были частью дворянского образования. Танцы осваивали с раннего детства – с пяти–шести лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена. Оно воспитывало ловкость, уверенность в движениях, непринужденность поз. Ноги танцующих независимо от их волнения делали свое дело. Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество – качества, которые, как говорится, были у него в крови, воспитывались с детства. Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным сбиться в танце с такта.
Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно в XVIII в. появляются книги о том, как следует вести себя в обществе. Одна из них, изданная при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость – это учтивый обман», «истинное учтивство – это одолжение», «притворное лукавство – это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении». Дворянский бал был школой общения. На балу влюблялись, выбирали невесту или жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:cherenova.ts@rambler.ru