- От советской экономической системы – к рынку.
- «Шоковая терапия».
- Приватизация.
- Корректировка курса реформ.
- Первые результаты экономических реформ.
- Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.
От советской экономической системы – к рынку.
28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Он заявил о либерализации цен и торговли. Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.
Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту). Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки.
Ответственным за проведение программы реформ стал один из ее разработчиков – вице-премьер правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.
«Шоковая терапия».
Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70 % увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений – всех, кто получал зарплату от государства). Действительность оказалась более суровой. Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10–12 раз. Инфляция обесценила денежные вклады в Сбербанке и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.
Акции протеста против роста цен на товары
Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привел к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.
Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение. Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги дали и положительный результат. Страна сумела избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений ликвидировало товарный дефицит и наполнило прилавки, по-прежнему недоступные для большинства населения из-за отсутствия денег. И все-таки население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.
Приватизация.
Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу был призван в первую очередь переход объектов государственной собственности к частным владельцам – отдельным лицам или трудовым коллективам (приватизация).
Приватизация началась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нем указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд рублей) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценен в 10 тыс. рублей. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% всех предприятий торговли.
Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников. Однако ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства. К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к небывалым махинациям в сфере экономики.
Корректировка курса реформ.
Результаты первого года реформ были существенны, но решить основную задачу – стабилизировать экономику страны – правительству не удалось. В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е.Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра B.C. Черномырдина. Приход опытного хозяйственника, бывшего министра газовой промышленности означал неизбежную корректировку курса реформ. Гайдар стремился ослабить роль государства в экономике. Новый глава правительства, наоборот, сделал ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам.
Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами: продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу – предприниматели не желали оставлять прибыль в России и вывозили ее за рубеж. Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета. В то же время главные держатели российских капиталов – финансово-промышленные группы олигархов, созданные в результате приватизации, предпочитали получать доходы не от инвестирования в отечественную промышленность, а от спекулятивных финансовых операций.
Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. А вот кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.
Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.
Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса.
Первые результаты экономических реформ.
Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Продолжалась структурная перестройка металлургической промышленности: на смену мартеновскому производству (характерному для раннеиндустриального периода) шло кислородно-конверторное производство, присущее развитым индустриальным странам.
Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37 % в 1980 г. до 51% в 1996 г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53 %). Сократился импорт зерновых – 0,6 млн т в 1995 г. (во всем СССР он составлял в 1970 г. 2,2 млн т, в России в 1994 г. – 2,1 млн т). Снизилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. он составил 1,2 млн т (в 1980 г. – 0,8 млн т).
Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Существенно сократилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.). А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли. Так, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, а в 1998 г. – 29.
Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.
В начале 1998 г. резко упали мировые цены на основные экспортные товары, наполнявшие бюджет страны: нефть, нефтепродукты, газ, цветные металлы. Следствием этого стал рост долга государства по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы. Указом Президента Черномырдин был отправлен в отставку. Его преемником стал С.В. Кириенко. Новые кредиты от МФВ не спасли положение, поэтому правительство 17 августа 1998 г. объявляет о дефолте: резко вырос курс доллара, вклады граждан в банках вновь были обесценены. Правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам. Одновременно был отменен валютный коридор, удерживавший в 1995–1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в 4 раза. Денежные вклады населения второй раз за 7 лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Банковская система страны оказалась сильно подорванной. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, вновь возникла нехватка отдельных товаров.
Правительство Кириенко было отправлено в отставку. Новым главой Кабинета министров был утвержден Е. М. Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль подешевел, импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. Вдвое удалось снизить государственные расходы и бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплате бюджетникам и пенсионерам. В мае 1999 г. главой правительства был назначен С. В. Степашин, в целом сохранивший преемственность экономического курса своего предшественника.
В августе 1999 г. новым председателем правительства был утвержден В.В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка принципиально новой экономической стратегии страны.
Вопросы и задания:
Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:cherenova.ts@yandex.ru