- Канун перестройки
- Реформы в экономике
- Политическая реформа
 Канун перестройки.
Канун перестройки. 
    После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: с ноября1982 г. — Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. — К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.).
Юрий Владимирович Андропов,  коммунист-консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, успел запомниться  народу тем, что приступил к бескомпромиссной борьбе с коррупцией, включая  среднее и высшее звенья госаппарата, и к укреплению трудовой дисциплины — «от  министра до рабочего». Перепуганные чиновники поспешили довести  это благое дело  до абсурда (например, в крупных городах днем устраивались облавы на людей якобы  для проверки причин отсутствия на рабочем месте), чем немало дискредитировали  опасный для них курс нового лидера партии.
это благое дело  до абсурда (например, в крупных городах днем устраивались облавы на людей якобы  для проверки причин отсутствия на рабочем месте), чем немало дискредитировали  опасный для них курс нового лидера партии. 
Константин Устинович Черненко, личный друг и соратник Л. И. Брежнева, начал с того, что пригласил на пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма».
 В марте 1985 г.  генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Главной задачей было  остановить распад системы государственного социализма и обеспечить интересы его  правящей элиты — номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их  наверх. Средством избирается осторожное реформирование общественных структур,  прежде всего экономики. Решения горбачевской администрации очень часто не  направляли общественные процессы, а следовали за ними — с нулевой в таких  случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью  реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья  системы. Сыграло здесь негативную роль и другое обстоятельство. В первые годы  перестройки не было серьезных социально-политических сил, способных оказывать  давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и  адекватные в быстро менявшейся ситуации решения. В обществе имелось лишь  довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к  радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития еще  предстояло пройти большой и трудный путь.
В марте 1985 г.  генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Главной задачей было  остановить распад системы государственного социализма и обеспечить интересы его  правящей элиты — номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их  наверх. Средством избирается осторожное реформирование общественных структур,  прежде всего экономики. Решения горбачевской администрации очень часто не  направляли общественные процессы, а следовали за ними — с нулевой в таких  случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью  реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья  системы. Сыграло здесь негативную роль и другое обстоятельство. В первые годы  перестройки не было серьезных социально-политических сил, способных оказывать  давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и  адекватные в быстро менявшейся ситуации решения. В обществе имелось лишь  довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к  радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития еще  предстояло пройти большой и трудный путь.
Реформы в экономике.
      В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был  провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его  рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении  машиностроения и активизации «человеческого фактора». М. С. Горбачев призвал не  сводить все к рублю, не дожидаться появления нового класса машин, а  мобилизовать энергию молодежи на приведение в действие скрытых резервов:  добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путем организации  трех-четырехсменного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить  механизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно  повысить качество продукции. Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой  техникой и квалификацией работников, привела не к ускорению, а к значительному  росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них  стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.
В середине 80-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массовым отравлениям населения винными суррогатами. А борьба с «нетрудовыми доходами» на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. В то же время воротилы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью госаппарата, по-прежнему процветали.

      К собственно  экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно  расширены права предприятий. В частности, они получили возможность  самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными  фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств. Правительство  заявило о желании внедрить «полный хозяйственный расчет, самоокупаемость,  самофинансирование и самоуправление» во все отрасли народного хозяйства. 
      В середине 1988 г.  принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30  видах производства товаров и услуг. Побочным следствием этого стала фактическая  легализация теневой экономики и ее капиталов, накопленных разными способами,  включая коррупцию и казнокрадство чиновников. Принятый в ноябре 1989 г. закон  об аренде и арендных отношениях предоставил право сельским и городским жителям  брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой  распоряжения продукцией. Но земля, как и раньше, реально принадлежала местным  Советам и колхозам. А они, оберегая свое главное богатство, неохотно шли  навстречу новоиспеченным фермерам. Сдерживало частное предпринимательство на  селе и то, что арендные договоры могли быть расторгнуты властями в  одностороннем порядке. Фермерские хозяйства к концу 1991 г. располагали только  2% всего пахотного клина в стране и 3% поголовья скота.
      Следующий шаг в хозяйственной  реформе был отмечен принятием в июне 1990 г. постановления Верховного Совета  СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии  других законодательных актов. В них предусматривались постепенная  демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение  акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др.  Однако механизм и сроки реализации правительственных мер были намечены весьма  приблизительно, неконкретно.
      В целом экономическая  политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и  половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его  различными структурами. К тому же абсолютное большинство принимаемых  «правильных» законов не работало. Они выхолащивались и глушились  бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных новациях  центра прямую угрозу своему существованию и благополучию.
      Экономическая ситуация  не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в  сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Резко усилились инфляционные  тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом. Инфляция, официально  оцениваемая в 1990 г. в 10%, достигла к концу следующего года 25% в неделю.  Золотой запас сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и  составил лишь 240 тонн.
      Уровень жизни населения  стремительно падал, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической  реформе все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес,  нарастал ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прошли первые  массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали  перестройке.
Цели и этапы политической реформы.
      На  первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в  обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту,  привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.  В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.)  учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных  депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Из числа народных  депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и  республик. Вводился новый пост — председателя Совета (от Верховного до  районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК  КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР — Б.  Н. Ельцин (май 1990 г.).
       Еще  раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на гласность, т. е. на  контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации,  ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т.  п. В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС образовало Комиссию по дополнительному  изучению материалов, связанных с репрессиями 30—40-х гг. и начала 50-х гг. И  хотя советское руководство не решилось коснуться массовых репрессий,  организованных большевистской партией ранее, деятельность по реабилитации жертв  беззакония и произвола быстро набирала темпы. Клеймо «врага народа» было снято  с Н. И. Бухарина, Л. Б. Каменева, А. И. Рыкова, Л. Д. Троцкого и многих других  видных деятелей советского прошлого. Коренным образом менялась и судьба  диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и  спецлагерей. Был возвращен из ссылки академик А. Д. Сахаров, тут же  включившийся в активную общественную деятельность.
Еще  раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на гласность, т. е. на  контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации,  ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т.  п. В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС образовало Комиссию по дополнительному  изучению материалов, связанных с репрессиями 30—40-х гг. и начала 50-х гг. И  хотя советское руководство не решилось коснуться массовых репрессий,  организованных большевистской партией ранее, деятельность по реабилитации жертв  беззакония и произвола быстро набирала темпы. Клеймо «врага народа» было снято  с Н. И. Бухарина, Л. Б. Каменева, А. И. Рыкова, Л. Д. Троцкого и многих других  видных деятелей советского прошлого. Коренным образом менялась и судьба  диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и  спецлагерей. Был возвращен из ссылки академик А. Д. Сахаров, тут же  включившийся в активную общественную деятельность.
      В  этих небывалых с 1917 г. условиях свободы и духовного раскрепощения резко  усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий с крайне  узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархических до  анархических с преобладанием центристских (либерально-демократических)  группировок. В республиках появляются партии и массовые движения национальной,  а зачастую и националистической ориентации — «народные фронты» в Молдавии,  Латвии и Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и  др. В республиках Балтии, Армении, Грузии и Молдавии они получили устойчивое  большинство в Верховных Советах. 
      Огромное  большинство новых политических партий и движений открыто заняло  антикоммунистические и антисоциалистические позиции, отражая растущее  недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики  и падение жизненного уровня. Кризис охватывает и КПСС. Происходит массовый  отток из компартии (к середине 1991 г. ее численность сократилась с 21 до 15  млн человек). 
      На  I съезде народных депутатов в мае-июне 1989 г.  Горбачев, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, был избран  Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. На III съезде народных депутатов занял учрежденный съездом  пост Президента СССР.  Тогда же была  отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящую роль КПСС в  обществе. Тем самым упрочились правовые основы существования в стране  многопартийной системы.
Вопросы и задания:
Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:cherenova.ts@yandex.ru
