Зоны оккупации Берлина
Военно-политический крах германского националсоциализма открывал перспективы демократического переустройства страны. Однако условия для этого были тогда крайне неблагоприятными. Широкие массы населения находились в состоянии полной деморализации. Нередко они считали крушение нацистского режима катастрофой Германии вообще. Послевоенное существование определяла нужда, а главными заботами миллионов людей стали поиски пропитания и крыши над головой. Города лежали в развалинах, было частично или полностью уничтожено более пяти миллионов квартир. Не хватало электричества, газа и даже питьевой воды. Характерной особенностью этого периода были массовые самоубийства, пропаганда Геббельса во время войны была настолько сильной, что теперь, по окончании войны, немцы боялись возмездия.
Победители разделили германское государство на четыре зоны оккупации и взяли на себя верховную власть в стране. Берлин был также поделен на четыре сектора. Союзники распустили почти все немецкие учреждения и организации, а для управления Германией был создан четырехсторонний Союзный контрольный совет и зональные администрации (СВАГ –советская военная администрация Германии), задачей которых провозглашалось проведение так называемых «четырех Д» - денацификации, демилитаризации, демократизации и декартелизации.

Декартелизация – законодательное ограничение со стороны государства концентрации экономического потенциала в виде картелей, синдикатов и других монополистических объединений.

Денацификация – комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного немецкого общества от влияния нацистской идеологии.

Демилитаризация – ликвидация военных укреплений и сооружений, а также запрещение держать вооруженные силы, разоружение государства.

Демократизация – процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру и т. д.

Ограничения промышленного производства, разрушенная транспортная система и крупные репарации, казалось, делали невозможным в обозримом будущем экономическое возрождение. Однако германские промышленники и банкиры не пали духом. Они стремились к восстановлению своего экономического могущества и политического влияния не без основания, рассчитывая на солидарность оккупационной администрации западных держав.
В западных зонах оккупации процветал «черный рынок», главной «валютой» на котором были американские сигареты. Германия превратилась в общество примитивного натурального обмена. Ситуация осложнялась и огромным числом эвакуированного из городов, бежавшего вместе с отступавшими частями вермахта населения. Затем по решениям Потсдамской конференции массы немецкого населения были выселены с территорий, отошедших к Польше, из Судет и Венгрии. К 1947 г. число бежавших и выселенных достигло 12 млн. человек. Большинство из них имело только то, что смогло унести с собой. Если города опустели, то сельская местность оказалась перенаселенной, причем отношения между местным населением и беженцами часто были довольно напряженными.
Политика французских властей была нацелена на максимальное ослабление Германии. Ссылаясь на  интересы безопасности Франции, представители делали ставку на разделение Германии, установление границ по Рейну, включение Саара в состав французского государства. Британская администрация сначала настаивала на необходимости  радикальных преобразований Германии. Лейбористы заявляли что, так же как и в Великобритании, там необходимо провести национализацию. Однако по настоянию США они отказались от  реализации таких намерений. Близкие к президенту Трумэну силы желали сохранения достаточно сильной Германии как опоры американского влияния в Европе. Они уже в 1946 г. взяли верх в американской администрации.

Саботаж решений Постсдамской конференции

Решения Постдамской конференции предусматривали ликвидацию монополистических структур германской  экономики, лишение активных сторонников  нацизма собственности и возможности влиять на политическую жизнь.  Но западные оккупационные власти не спешили выполнять эти решение.  Английская администрация создала в октябре 1946 г. «Опекунское управление» главе с бывшим директором Г. Динкельбахом, под контролем которого находились «декартелированные» шахты и металлургические заводы Рура. Таким образом, практическое проведение декартелизации передавалось самим предпринимателям. Она свелась к некоторому разукрупнению акционерных обществ причем право собственности, как правило, сохранялось. Руководящие посты в этих предприятиях заняли крупные держатели акций или их доверенные лица. Некоторые концерны были взяты под контроль оккупационных властей, прежде всего те, в которых был задействован иностранный капитал. Те же крупные предприятия, которые оккупационные власти взяли под свой контроль, в дальнейшем были возвращены прежним владельцам
В конечном итоге не было последовательно выполнено и решение о денацификации, являвшейся ключевым звеном демократизации в западных зонах. К ней привлекалось почти все взрослое население. Так, в американской зоне ведомство по денацификации распространило 13 млн. анкет содержавших 131 вопрос. В британской зоне анкеты заполнили 12 млн. человек (из 15.5 млн). Подобная бюрократическая процедура затрудняла выявление активных нацистов. В британской зоне виновными были признаны лишь 0,1% подвергшихся проверке, из них на 75% был наложен денежный штраф, а 20% ограничены в профессиональной деятельности. В целом 90% чиновников были оправданы и лишь 1% признан негодным для несения государственной службы. К тому же денацификацию осуществляли те самые немецкие судьи и прокуроры, которые служили при гитлеровской диктатуре и 85% которых сами были нацистами. Наконец, сперва разбирались более простые дела, а более сложные откладывались для тщательного разбирательства. В результате мелкий нацист отправлялся за решетку, а крупный бонза спокойно дождался того времени когда денацификацию прекратили.

После необычайно суровой зимы 1945-1946 гг., которая едва не привела к полной катастрофе, США предложили создать общегерманский экономический орган управления, но встретили отказ всех остальных держав. Только летом 1946 г. одна Великобритания откликнулась на американское предложение и 1 января 1947 г. было создано их двухзональное экономическое объединение - Бизония с населением в 39 млн. человек. Французская зона официально присоединилась к ней лишь в апреле 1949 г, хотя фактически это произошло раньше. Началось формирование трехзональных органов управления вырабатывалась концепция создания отдельного западногерманского государства.

Опасаясь, что в условиях голода и нищеты широкие массы повернут в сторону коммунизма, США решили осуществить большую кампанию помощи странам Европы, прежде всего Германии. 5 июня 1947 г. американский госсекретарь Дж. Маршалл обнародовал эту программу («план Маршалла»). В западные зоны широким потоком пошло продовольствие, оборудование и сырье. Предоставлялись и денежные кредиты. К 1957 г. американская финансовая помощь составила 1.7 млрд. долларов, а вместе с материальными поставкам - около 4-4,5 млрд долларов. Непременным условием «плана Маршалла» являлась санация денежной системы, поскольку Германия была наводнена обесценившимися рейхсмарками. В западных зонах денежная реформа была проведена 20-21 июня 1948 г. Каждый житель в обмен на 60 рейхсмарок получал 60 новых немецких марок. Остальные деньги пересчитывались из расчета 10:1.
Утром 20 июня жители западных зон не могли поверить своим глазам. Вчера еще почти пустые витрины и полки магазинов ломились от изобилия товаров и продуктов припрятанных ранее на складах. Почти сразу исчез черный рынок, деньги вновь стали иметь значимость.
В ответ на сепаратную западную денежную реформу в советской зоне была введена своя марка. Это сразу же обострило проблему Берлина. Когда в западных секторах города был осуществлен переход на западногерманскую марку, советские оккупационные власти 24 июня 1948 г. блокировали все железнодорожные, автомобильные и водные пути, ведущие с запада к  Берлину.
На эту блокаду США н Англия ответили воздушным мостом. На протяжении месяцев за 195 тыс рейсов в Запад Берлин было доставлено 1,5 млн л продовольствия, угля, стройматериале другой продукции. Каждые 2-3 минуть одни из трех западноберлинских аэродромов приземлялся огромный транспортный самолет. Убедившись в том, что союзники не уйдут из Берлина, в мае 1949 г. Советское  руководство приказало прекратить блокаду. По итогам этого кризиса на территории некогда единой Германии появились 2 независимых государства: ФРГ и ГДР.

Экономическое "чудо" 50-х гг.

Экономика ФРГ в течение 50-х годов развивалась высокими темпами. За счет большого числа «перемещенных лиц» ФРГ обладала большим резервом квалифицированных и готовых трудиться за низкую заработную плату людей. Большую роль сыграла, и война в Корее, когда на мировом рынке резко возрос спрос на машины и оборудование, который наряду с США и другими индустриальными странами могла удовлетворить ФРГ. В результате всех этих факторов ФРГ по сравнению с 1949 г. сумела к 1954 г. удвоить, а к 1961 г утроить свой национальный доход. Занятость за этот период увеличилась с 13.5 до 21 млн человек, а уровень безработицы снизился с 8,4% в 1949 г до 0.7% в 1962 г. Реальная заработная плата за 1950-1961 годы возросла на 76%, причем рабочий день сократился на 16%.


Правительство Конрада Аденауэра (1949-1963 гг.) пришло к власти под антимилитаристскими лозунгами. В то же время под лозунгами совместной обороны стран Запада против «агрессии мирового коммунизма». Аденауэр стал добиваться создания «европейской армии» и включения в ее состав западногерманского контингента. В 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и странами Бенилюкса подписала договор о создании Европейского оборонительной сообщества (ЕОС). В том же году ФРГ подписала с этими странами договор, который предусматривал отмену «Оккупационного статута». Договор о создании ЕОС и «европейской армии» был отклонен в августе 1954 г. Национальным собранием Франции. Вскоре появились Парижские соглашения 1954 г., предусматривавшие создание Западноевропейского союза, вооружение ФРГ и ее вступление в Североатлантический блок, Бундестаг ратифицировал Парижские соглашения, и 8 мая 1955 г ФРГ официально была принята в НАТО, Германия получила право иметь собственные военные силы. Военное сотрудничество ФРГ с Западом было дополнено экономическим союзом, она вступила в созданный в 1957 г. «Общий рынок».
Правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие в 1957 году «доктрину Хальштейна», которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ходе очередного Берлинского кризиса, вокруг Западного Берлина была возведена бетонная стена. 1961 г.

Новая восточная политика

В правительственном заявлении Вилли Брандт (1969-1974 гг.) представил себя «канцлером внутренних реформ». Впервые ГДР была названа «вторым германским государством», с которым следует вести переговоры на правительственном уровне. Подчеркнув, что основой внешней политики ФРГ является ее тесный союз с западноевропейскими странами и США, Брандт вместе с тем высказался за активный диалог с государствами Варшавского договора, чтобы обеспечить прочный мир в Европе. Уже в 1970 г были подписаны договоры ФРГ с Советским Союзом и Польшей, а в 1972-1973 гг - с ГДР и Чехословакией. Важнейшие положения всех договоров были идентичными. Речь шла о нерушимости послевоенных границ и об отказе от применения силы. Все договоры сопровождались специальными заявлениями ФРГ о единстве немецкой нации.
После труднейших переговоров Брандта и главы правительства ГДР В. Штофа в марте 1970 г. в Эрфурте и в мае в Касселе началась разработка соглашения между ФРГ и ГДР. Уже в «Заявлении о намерениях» и в договоре по Западному Берлину, заключенном в 1972 г, ГДР, по существу рассматривалась как субъект международного права. Отмечалось также, что Западный Берлин «не является составной частью ФРГ».
11 декабря 1973 г. был подписан договор о взаимоотношениях между ФРГ и Чехословакией. В преамбуле Пражского дого­вора Мюнхенский договор характеризовался как недействительный с самого начала.

Рабочее движение

Для ФРГ в 70-е годы в отличие от ряда других капиталистических стран не было характерно массовое забастовочное движение. С 1976 гФРГ начала выходить из кризиса. Однако некоторое оживление конъюнктуры не привело к сокращению безработицы. Стагфляция - сочетание застоя или хронически низких темпов роста с инфляцией и безработицей - оставалась характерной чертой экономической ситуации и во второй половине 70-х и в на­чале 80-х годов. Если в начальной стадии НТР в связи с появлением принципиально новых технологий создавались новые рабочие места, то в 70-е годы все отчетливее проявлялось иное влияние отраслевой перестройки занятости - структурное сокращение. Стали исчезать целые профессии. Так в полиграфической промышленности оказались ненужными наборщики в связи с переходом на фотопечать. В результате общий уровень занятости к 1981 г снизился на 4 %, в обрабатывающей промышленности - почти на 13 %, в текстильной – вдвое. Это позволяло предпринимателям поддерживать жесткий ритм и дисциплину труда, не повышать заработную плату.
Безработица наносила не только материальный, но и моральный ущерб профессиональная дисквалификация социальная дискриминация, ухудшение социально-психологического климата в рабочей среде - все это было прямым следствием безработицы. В общественном сознании она нередко воспринималась как позор личная неудача создавала комплекс неполноценности.
Рост безработицы оказывал давление и на тех, кто пока имел работу. Угроза увольнения отрицательно влияла на возможность использования более эффективных форм борьбы – забастовок.  Занятый рабочий страдал от инфляции, платил за  жилье четверть заработной платы, но перед ним возникала еще более грозная опасность стать безработным.
Однако в конце 70-х годов рабочим стало труднее добиваться сохранения реальной заработной платы. Впервые в истории ФРГ она начала снижаться. Усилилось государственное наступление на стачки, более жестким стало отношение к безработным.
В целом положение основной массы рабочих в 80-е годы мало изменилось. «Программа экономию» правительства Коля на основе плана Ламбсдорфа сократила социальные расходы. В 1982-1985 годах было сэкономлено около 200 млрд марок. Но во второй половине 80-х годов в связи с ростом производительности труда повысилась заработная плата. Возрос потребительский спрос. Увеличились и расходы по социальным статьям. В бюджете 1982 г. на них выделялось 525 млрд, а в бюджете 1988 г. - уже 660 млрд марок.
Во внешнеполитической сфере в 80-е годы было преодолено противоречие в положении ФРГ как экономического гиганта и «политического карлика». Она превратилась в одного из наиболее надежных членов НАТО и тесных союзников США в Европе. В 1984 г с ФРГ были сняты последние ограничения наложенные на нее Парижскими соглашениями на производство тяжелых видов вооружения, военных кораблей крупного класса, бомбардировщиков и ракет. Но сохранялся запрет на производство оружия массового поражения.

Воссоединение Германии

ФРГ никогда не снимала с повестки дня проблему объединения Германии. Но в период противостояния в Европе двух военно-политических блоков этот вопрос практическим не являлся. Лишь с углублением кризиса в странах «реального социализма» положение стало меняться. С весны 1989 г обстановка в ГДР резко обострилась. Усилилось недовольство отсутствием в стране свободы и гласности. Осенью 1989 г. когда Венгрия открыла свою границу с Австрией, десятки тысяч восточных немцев выехали в ФРГ. 9 ноября 1989 г пала Берлинская стена, а массовые демонстрации в ГДР проходили теперь под лозунгами объединения. Канцлер Гельмут Коль (1982-1998 гг.) развил невиданную энергию, чтобы форсировать процесс объединения, пока для этого существуют благоприятные международные условия. Он обнародовал в ноябре свою программу воссоединения из 10 пунктов. Программа Коля представляла собой план постепенного сближения и воссоединения двух германских государств.
Объединение Германии стало возможным после того как в июле 1990 г в своих переговорах с канцлером Колем в Москве и на Кавказе М. С. Горбачев дал согласие на это. ФРГ обязалась отказаться от обладания оружием массового поражения, сократить бундесвер до 370 тыс. человек и не переносить структуры НАТО на территорию бывшей ГДР, пока там находятся советские войска. На финансирование их пребывания и расходов, связанных с их выводом и обустройством на родине ФРГ выделяла 13 млрд. марок.
22 августа 1990 г. Народная палата ГДР высказалась за скорейшее присоединение к ФРГ, а 31 августа был подписан договор об объединении Германии с 3 октября 1990 г на основе статьи 23 Основного закона ФРГ, что означало присоединение к ней пяти новых земель на территории уже бывшей ГДР.

Падение Берлинской стены


12 сентября 1990 г. в Москве был подписан договор «Два плюс четыре». В нем СССР, США, Великобритания и Франция, а также представители обоих немецких государств подтвердили создание объединенной Германии, внешние границы которой были признаны окончательными. Учитывая особые, исторически обусловленные интересы Польши, Бонн и Варшава в дополнительном договоре еще раз подтвердили незыблемость западной польской границы и уважение территори­альной целостности друг друга.
С ратификацией Договора об объединении и Договора «Два плюс четыре» завершилось действие прав и обязательств четырех держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии как единого целого». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей вну­ренней и внешней политике, который был утрачен в 1945 г. Под итогами второй мировой войны была подведена окончательная черта.

Единая Германия

Воссоединенная Германия превратилась в третье по территории и первое по численности населения государство Западной Европы. Ее столицей вновь стал Берлин, хотя по этому поводу велись острые дискуссии. При обсуждении проблемы столицы в бундестаге многие депутаты подчер­кивали, что Бонн является символом демократической Германии, а с Берлином связаны многие мрачные страницы немецкой истории. В итоге дебатов 338 депутатов высказались за Берлин, а 320 отдали предпочтение Бонну. Переезд правитель­ства и парламента в Берлин завершился к лету 1999 г.
Объединение Германии было политическим актом. Теперь же встала задача экономической интеграции обеих частей страны. Процесс выравнивания условий жизни на востоке Германии с западными стандартами становился все более трудным и медленным, а главное – дорогостоящим. В 1990 г. производство на Востоке упало на 50 %, а число безработных возросло в три раза и достигло 642 тыс человек. В 1991 г. из 9,9 млн человек самодеятельного населения в прежней ГДР работу имели 6,5 млн., в 1993 г. - 5,3 млн человек. Чтобы смягчить положение, для населения новых земель был введен досрочный порядок выхода на пенсию в 55 лет. Хотя с 1990 г, а особенно после забастовки металлистов Брандснбурга и Саксонии в мае 1993 г., заработная плата возросла вдвое пенсии для мужчин составили 90 % западных, а для женщин, учитывая, что почти все они работали, даже 130 % западных пенсий, это не привело к выравниванию уровня жизни. Свою негативную роль сыграла и дезориентация восточногерманского населения, разом потерявшего прежний минимум социальных гарантии государства, которое дотировало ранее цены на продукты, квартплату, детские сады, и выброшенного теперь в океан рыночных отношений.
Еще летом 1990 г., но лишь после воссоединения выяснилось, что экономика ГДР находилась в более худшем положении, чем предполагалось ранее. Многие предприятия оказались в запушенном состоянии и имели такое устаревшее оборудование, что не имело никакого смысла их модернизировать. Около трети площади прежней ГДР находилось в плачевном экологическом состоянии. Это касалось, прежде всего, района урановых рудников в Тюрингии. А население, которое надеялось получить от объединения немедленное улучшение стало выражать все большее недовольство жесткой политикой и проблемами, к которым оно не было готово ни морально, ни психологически, поскольку ломка сложившихся структур и самого образа жизни - крайне болезненный процесс.

«Стена в головах». Другой, возможно, еще более трудной проблемой, с которой пришлось столкнуться Германии после воссоединения, стала не экономически, а социально-психологическая интеграция. За сорок лет раздельного существования в двух германских государствах сформировались разные по ментальности и даже противоположные по ценностным ориентациям типы личности. В обиходном лексиконе закрепились такие понятия как «осси» (восточники) и «весси» (западники). Отношения между ними далеки от безоблачных. Западные немцы склонны смотреть на восточных свысока как на людей малоинициативных, вечно недовольных и вялых. Восточные же считают западных слишком самодовольными, заносчивыми и забюрократизированными. В новых землях, а отчасти и в старых распространилось мнение, что в 1990 г про­изошло не воссоединение, а колонизация ГДР Западной Германией.

Внешняя политика единой Германии

После объединения Германии в Европе сложилась новая геополитическая сила. В центре континента возник 82-милионный экономический и политический гигант, который стал активно заполнять вакуум в Восточной и Юго-Восточной Европе, возникший после ухода из региона Советского Союза. Резко возросла роль Германии как стратегического партнера Соединенных Штатов по блоку НАТО. Она стала одним из инициаторов расширения блока на Восток. Опираясь на свою экономическую мощь как третьей промышленной державы мира. Германия является мотором европейской интеграции, в значительной мере (на одну треть) финансируя общеевропейскую валюту «евро». В 90-е годы взнос ФРГ в бюджет Европейского Союза в четыре раза превышает совокупный вклад Великобритании и Франции.
Приоритетными целями в стратегии союзов стали для Германии сохранение и развитие германо-французской дружбы, германо-американского партнерства и тесной германо-российской кооперации, поскольку, как заявил Герхард Шредер (1998-2005 гг.), «без России не может быть общеевропейской стабильности». Вместе с тем правительство Шредера отказалось от прежнего курса простого оказания финансовой помощи России. Оно перешло к выделению кредитов на конкретные проекты при контроле за их выполнением с немецкой стороны.
Германия на рубеже веков это страна с впечатляющими достижениями, но и с большими и трудными проблемами. А опыта преодоления трудностей Германии не занимать. Ее девизом стали слова федерального канцлера Герхарда Шредера «Мужественно и решительно мы идем по пути консолидации и модернизации».

 

Вопросы и задания:

  1. Какой вышла Германия из Второй мировой войны?
  2. Почему на Ваш взгляд населление Восточной Германии бежало на территорию Западной Германии?
  3. Что такое "воздушный мост", сколько он просуществовал? Какой ценой он был оплачен?
  4. Благодаря чему уже в 50-х гг. Германия смогла стать "экономическим гигантом"?
  5. Почему европейские страны были заинтересованы как можно быстрее восстановить экономику Германии?
  6. Выполните задание по котурной карте (документ 2 в колонке справа).

 

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:cherenova.ts@rambler.ru

 

Дополнительные источники

Контурная карта "Европа в середине XX в."

Литература