ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Внимательно прочтите материал лекции, просмотрите презентацию и обязательно прослушайте содержание видеоурока на сайте www.interneturok.ru и ответьте на вопросы.

1. В чем сущность "концепции одной революции" и "концепции двух революций"?
2. В чем причина февральской революции 1917 года?
3. Результат февральской революции 1917 года?
4. Опишите хронологию событий февраля 1917 г.
5. Какие органы власти были созданы в процессе восстания?
6. Как образовалось Временное правительство? Кто его возглавил? Из кого оно состояло? Какова была цель его правления?
7. Что такое "двоевластие" 1917 г.?
8. Почему партия большевиков не была широко представлена в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов?
9. Разъясните содержание т.н. "апрельских тезисов" В.И.Ленина. Чего хотели добиться большевики весной 1917 года? Почему они подняли лозунг: "Всявласть - Советам"? Почему - НЕ "Вся власть - большевикам"?
10. В чем был первый кризис Воеменного правительства? Как он был преодолен? Что изменилось в отношении населения к Временному правительству?
11. Почему Временное правительство не решало основные проблемы населения?
12. Расскажите о значении Первого Всероссийского съезда Советов июня 1917 г. Какие решения он принимает?
13. Как Временное правительство борется с большевиками? К чему это приводит?
14. Расскажите о попытке вооруженного переворота в России 3-5 июля 1917 г. Чем она завершилась?
15. Расскажите о "мятеже генерала Л.Корнилова"

Выполните письменную контрольную работу

контрольная работа

Пройдите тестирование

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 5.4. Великая российская революция 1917 г.

1. Сущность и основные события Февральской революции
2. Россия в марте октябре 1917 г. Тактика большевиков.
3. Захват власти большевиками в Петрограде (октябрьский переворот).
4. Установление власти Советов в России.

 

Сущность Февральской революции 1917 г.

В начале 20-х гг. в СССР сложилась историческая концепция, получившая название «концепция двух революций». Согласно этой концепции, в феврале 1917 г. свершилась буржуазно-демократическая революция, а то, что произошло в октябре, было рево-люцией социалистической.

В результате февральской революции было свергнуто самодержавие и созданы условия для перехода к социалистическому этапу революции в октябре 1917 г. Однако существовала и «концепция единой революции», предложенная Л.Троцким. Он утверждал, что Октябрьский переворот и декреты, принятые большевиками в первые месяцы после прихода к власти, были лишь завершением буржуазно-демократической революции, осуществлением того, за что восставший народ боролся в феврале.

Большинство исследователей событий февраля 1917 г. сходятся в одном – революция, несмотря на то, что ее все ожидали, явилась неожиданно и завершилась далеко не тем, на что надеялись. Единственным безусловным свершением Февральской революции было отречение Николая II Романова от престола. Однако ни для рабочих, ни для солдат, ни для крестьян, свержение царя не было самоцелью и, само по себе, не давало никаких изменений в положении этих самых многочисленных категорий населения.
Сама революция началась с продовольственных погромов 23 февраля. В огромных очередях за продовольствием среди жителей рабочих кварталов, возникли беспорядки, которые вылились в массовые демонстрации под лозунгами свержения самодержавия и прекращения войны.

От войны уже устали и город, и деревня, и больше всех — армия. Война, обострившая и без того непростые отношения народа и власти явилась катализатором социального взрыва. К тому же Россию уже давно терзали два вопроса: крестьяне боролись за землю, рабочие — за гуманное трудовое законодательство. Самодержавие в лице бюрократиче-ско-чиновничьего аппарата оказалось неспособно оценить уровень опасности и вовремя принять меры. Надежда на скорую победу в войне притупляла остальные проблемы.

И социальный взрыв произошел в конце февраля 1917 г. В ходе стихийного восста-ния в столице был сформирован временный орган власти – Временное правительство. Однако вскоре выяснилось, что подлинной власти у Временного правительства не ока-залось, так как широкого и безусловного доверия к нему население России не испытывало.
Параллельно органам Временного правительства, сложилась система Советов ра-бочих и солдатских, а позже и крестьянских депутатов, которым население доверяло больше. Образовалось так называемое «двоевластие» - опасная ситуация, способная вылиться в гражданскую войну «всех против всех».

 

Презентация по теме занятия

Вы можете заказать данную презентацию в формате .ppt или .pptx, обратившись по электронной почте ae.dmit@yandex.ru