Для раскрытия списка кликните по выбранному разделу ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Раздел 1. Средневековая Европа VI – XI вв.
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв.
Раздел 3. Арабы в VI – XI вв.
Раздел 4. Средневековые города Европы
Раздел 5. Церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы
Раздел 6. Образование централизованных государств XI-XV в.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ Раздел 7. Древние предки славян Раздел 8. Русь в IX – первой половине XII в. Раздел 9. Русь в середине XII – начале XIII в. Раздел 10. Русь периода монгольского нашествия. Раздел 11. Формирование единого русского государства в XV в.
|
Тема 1.1. Понятие истории.
1. Понятие и цели изучения истории.
Понятие и цели изучения истории История - сложное многозначное понятие. Это и процесс движения времени, и специфическая наука о прошлом, и учебный предмет... Однако еще важно понимать, что история - одна из важнейших форм самосознания; она - форма социальной памяти человечества, своеобразное "зеркало", которое показывает нам нас самих, а также позволяет взвесить и оценить то, что мы творим в этой жизни и даже после ухода в мир иной.
История обладает уникальной способностью - она транслирует (передает) опыт коллективной памяти людей от одного поколения к другому. Поэтому обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории. Эта обработка идет как в целом у народов, стран и цивилизаций, так в сознании отдельных их представителей. Именно эта постоянная и, на первый взгляд, незаметная работа по постижению и упорядовачиванию прошлого, позволяет формироваться такому феномену как самосознание. Иными словами, человек лишь тогда обретает себя, когда осознает и может идентифицировать себя в том стремительном потоке событий, который мы и называем на бегу историей. История — это то, что следует внимательно изучать и досконально знать, чтобы брать из неё лучшее, не повторяя худшего. Историю не следует между делом "воршить", взбалтывая и превращая в мутный омут из "надёрганых" фактов. Историю недопустимо использовать в качестве инструмента в руках манипуляторов и провокаторов. Что бы не допустить манипуляции вашим историческим сознанием, необходимо самостоятельно его формировать и иметь собственные убеждения. Никто не помнит сам момент появления на свет. Едва ли кто-то может вспомнить ранее младенчество и с трудом вспоминает свое раннее детство. Всё как будто стерто, подернуто пеленой неосознанности. Если жизнь – это дар, то осознание жизни или самосознание – ещё более великий дар, обретенный нами в процессе эволюции. Мы вдруг открываем, что наше существование представляет собой безуспешную попытку остановить постоянный бег времени, которое «пробегает» мимо нас. Вот оно только что «сейчас» и тут же превратилось в «было», а то, что ещё не произошло вот-вот «будет». Увы, время не останавливается. Как же его понять? И как осознать собственное место в нем? Еще один опыт из детства. Для того чтобы понять нечто непонятное - его нужно «разобрать» на составные части (вспомним сколько подаренных нам игрушек после непродолжительного пе-риода увлеченного «играния» ждала безжалостная «разборка на запчасти» в попытке выяснить как же это устроено). «Разбирая» и вновь «собирая» всё ещё нам не известное, познаем мир и его устройство. Так что же с понятием времени? Мы привыкаем делить его на части: Получается, что единственное, на что мы можем более или менее надежно опереться в попытке осознать свое существование – это наше прошлое Осознание того, кто мы такие, каково наше предназначение в этом мире, что нас может ожидать в будущем, что правильно, а что нет – эти и еще многие и многие вопросы ставит перед нами наше осознанное существование. Понимание истории, как органической и важной части прошлого, существовала не всегда. Люди жили во времени, не замечая его бега. Но человечество взрослело и однажды повзрослело настолько, чтобы осознать свое существование.
Одно из первых упоминаний об «истории» находим у древнегреческого философа Геродота: история - расследование, дознание и цель его - установление истинности событий и фактов. История - это многозначное понятие, которое, с одной стороны, обозначает процесс движения времени; с другой - это учебный предмет; с третьей - это наука о прошлом. Цель и назначение истории - помочь обрести четкое представление о ценностной системе общества на примере происходивших событий и, соответственно, о собственном месте и роли в жизни общества и государства. Определение вовсе не обязательно заучивать. Но его необходимо понять (осознать). Кроме того, история - это не абсолютно все, что было, а лишь сравнительно небольшая часть прошлого, а именно то, что "застряло" в сознании большинства людей, приняв наиболее понятную форму (то есть то, что получилось осмыслить и сохранить в памяти поколений). Если мы не знаем историю, это еще не значит, что она нас не касается. Однако ее гораздо выгоднее "знать" (понимать), так как знание прошлого позволяет ориентироваться в настоящем и даже предвидеть будущее. По крайней мере, изучение истории, размышления над причинами и следствиями событий, поступков людей, местом и значением в жизни человека нравственных категорий и общечеловеческих ценностей - все это, наверное, и делает нас по- настоящему сначала людьми, а затем и гражданами. Как говориться в известном музыкальном произведении: Каждый выбирает по себе Кроме того немаловажно, что государство заинтересовано в воспитании инициативных и грамотных граждан, способных активно отстаивать интересы своей страны. Одной из основ «духа» нации, ее мировоззренческих идеалов и внутренних резервов - является особая убежденность в своей правоте, в верности своих идеалов. «Победные» успехи прошлых поколений питают и обеспечивают успешность трудовых, научных, культурных и прочих достижений потомков. Их святой долг - ценить и уважать подвиги и достижения своего прошлого, делая его более значимым. Исторические факты, источники и методы изучения истории.Обязательная черта научного знания - доказательность выводов. История как наука оперирует точно установленными историческими фактами. Исторический факт - это такое событие или явление, которое оказалась зафиксировано сознанием современников (не важно, в письменном виде или в виде изустного предания) и дошло до наших дней. Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их. Исторические факты можно подразделять на простые и сложные. На это указывал российские историки: Сергей Михайлович Соловьев и Василий Осипович Ключевский. Простые исторические факты - это те факты, которые, как правило, не требуют дополнительной информации для оценки и понимания. Например: засуха, наводнение и т.п. К сложным историческим фактам относятся такие, которые требуют дополнительного истолкования и объяснения, как правило, историками. Например: война, революция, крепостной строй, абсолютизм и т.п. Все исторические факты извлекаются из исторических источников. Сообщают нам о событиях минувших дней исторические источники. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Выделяют четыре основные группы исторических источников: 1) вещественные Среди группы вещественных исторических источников, пожалуй, основной вклад принадлежит "вещественным" данным, которые добываются в ходе археологических исследований. Вещественные источники - это наиболее «правдивый», но сложный вид данных о прошлом, его нужно уметь объяснить. Письменные источники хотя и являются вещественными по своему происхождению, но выделены в особую группу. Это наиболее «информативный», но не очень объективный вид данных о прошлом, нуждающийся в подтверждении другими источниками.
Метод - это способ, с помощью которого происходит изучение чего-либо. Как правило, в ходе изучения истории учащиеся опираются на общенаучные методы и общенаучные приемы исследования (наблюдение, сравнение, анализ, синтез и др.). К конкретным методам относятся: Общими методами для всех гуманитарных наук служат: Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности. Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы: Целью нашего обучения в ходе занятий - будет умение наиболее полно и точно пересказывать материал, определять личное отношение к прочитанному и увиденному. Для этого необходимо обязательно читать и перечитывать, перечитывать и пересказывать, раз за разом стараясь передать мысль авторов более и более точно. Это умение не сложно, но оно не придет само по себе и не придет сразу. Нужен труд, ежедневные усилия воли и «принуждение» совершать мысленное волевое усилие.
|