Персональная страница преподавателя
Спортивное отделение

Учебные материалы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла

Тема 1.1. Понятие истории. Особенности исторических знаний.

1. Основные понятия истории.
2. Исторические факты и источники.

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Это форма социальной памяти  человечества, история передает опыт этой коллективной памяти от одного поколения к другому. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории (подумайте, почему?)
Что мы должны понимать под термином "история"? Одно из первых упоми­наний о нем находим у "отца истории" - древнегреческого философа Геродота: история - расследование, дознание и цель его - установление истинности событий и фактов.

История - это многозначное понятие, которое,
с одной стороны, обозначает процесс движения времени;
с другой - это учебный предмет;
с третьей - это наука о прошлом.
Цель и назначение истории - помочь обрести четкое представление о ценностной системе общества на примере происходивших событий и, соответственно, о собственном месте и роли в жизни общества и государства.
...
Особое отношение с которым разные народы воспринимают историю называют исторической картиной, которая складывается из исторических фактов. Исторический факт — это любое (не обязательно реальное) событие прошлого, которое оказалось зафиксировано современниками и передано потомкам.

Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.

читать далее ...


Вопросы для закрепления и повторения:

    1. Cформулируйте, в чем сущность истории?
    2. Можно ли изучать историю, не опираясь на исторические источники?
    3. В чем  отличие исторического факта от научного факта?
    4. Приведите примеры простых и сложных исторических фактов (придумайте самостоятельно).
    5. Примените критику источника к таким документам, как: летопись, письмо, паспорт.
    6. Зачем нужно выстраивать исторические источники в последовательную логическую цепочку?
    7. Сформулируйте самостоятельный ответ, зачем нужно изучать историю?
    8. Что является объектом и предметом истории?
    9. Cформулируйте основные функции истории?
    10. Охарактеризуйте основные группы исторических источников?

Пройдите тестирование


убедительная просьба проходить тестирование после изучения учебных материалов (результаты прохождения теста автоматически отправляются на почту преподавателя)