Архитектура

В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель. Известнейшая его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).

В то же время происходило усиление романтических тенденций. Характерной чертой романтизма в искусстве было обращение к минувшим историческим эпохам, что способствовало формированию нового художественного движения “национального романтизма”, охватившего всю Европу после наполеоновских войн. Именно такими устремлениями были продиктованы опыты К. Росси по проектированию деревянных домов “в русском стиле” для ветеранов Отечественной войны в деревне Глазово, близ Павловска, или “образцовые трактиры” О. Монферрана и А.И. Штакеншнейдера, имитировавшие крестьянские дома.

Проект деревянного дома “в русском стиле” для ветеранов Отечественной войны в деревне Глазово. Росси

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма.

В. А. Покровский. Отделение государственного банка в Нижнем Новгороде. 1913 г.

С. С. Кричинский. Федоровский городов в Царском Селе.

Живопись

Уникальным явлением в истории мировой культуры стал русский авангард, занимающий сегодня почётное место в экспозициях крупнейших музеев мира. Русские художники, блестяще усвоившие традиции французской живописи фовизма и кубизма, нашли свой собственный путь.

В 1907 г. возникло творческое объединение "Голубая Роза", организованная выставка картин молодых художников (П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, Н. П. Крымова и др.) сразу же привлекла внимание зрителей. Главными темами произведений этих художников стали рождение и смерть, любовь, сон, мечта и сказка. Мир «Голубой розы» прекрасен и гармоничен, он не имел ничего общего с обыденной реальностью и прозой жизни. Художники отдавали предпочтение нежно-зеленоватым, сиреневым и золотистым тонам, наиболее отчётливо передающим нарочитую таинственность, недосказанность и мистицизм ускользающих образов. Повышенное внимание к ритмической организации полотна во многом сближало их живопись с музыкой.

П.В. Кузнецов "Голубой фонтан"

Почва для возникновения русского авангарда была подготовлена знаменитым объединением «Бубновый валет», возникшим в 1910 г. и сыгравшим существенную роль в художественной жизни России. Не принимая программ своих предшественников и современников, открыто противопоставляя себя художникам «Мира искусства» и «Голубой розы», «бубновалетовцы» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, А. В. Куприн и др.) создали новую традицию, удачно соединившую русский народный примитив и популярный французский авангард. Гротескная, ироничная живопись этих художников, ориентированная на народный лубок, носила декоративный характер и во многом напоминала нарядные пестрые подносы, афиши провинциальных театров, вывески ярмарочных балаганов. В сложных по цвету и фактуре картинах чувствовалось радостное мироощущение художников, их стремление воспеть бытие в его природной первозданности, утверждение ценности и эстетической выразительности каждого предмета реальной жизни.

И.И. Машков "Фрукты на блюде"

Основоположником абстракционизма в изобразительном искусстве по праву считают Василия Васильевича Кандинского (1866—1944).
Главным предметом экспериментов художника становилось пространство, в котором он пытался построить новые взаимоотношения между миром реальным и абстрактным.
Свои картины Кандинский делил на три основные группы: «импрессии», «импровизации» и «композиции». «Импрессии», по его мнению, возникали в результате фиксации прямых впечатлений от внешнего мира. Зритель без особого труда мог различить в них конкретные очертания реальных предметов («Импрессия 3. Концерт», 1911).

«Импровизации», напротив, отрывались от реальных впечатлений. В процессе их создания активную роль играли фантазия и интуиция художника. Язык скрытых ассоциаций был труден для зрителей, а потому не поддавался расшифровке («Импровизация 26», «Импровизация 209»).

Своим высшим творческим созданием Кандинский считал «композиции», представляющие собой синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Эта высшая и наиболее последовательная жанровая форма абстрактной живописи. Из десяти работ, выполненных художником, сохранилось семь. ("Композиция 8").

Становление Казимира Севериновича Малевича (1878— 1935) в искусстве живописи было ярким и стремительным. Первые картины Малевича были выполнены в яркой импрессионистической манере («Цветочница», 1903). На смену этим увлечениям пришёл «крестьянский примитивизм» («Косарь», 1911; «Лицо крестьянской девушки», 1912; «Уборка ржи», 1912; «Плотник», 1912; «Жница», 1912). Созданные им крестьянские типы кажутся статичными и тяжёловесными, их внешний облик тяготеет к каким-то условным объёмам и формам. Увлечение геометрическими формами привело Малевича к кубофутуризму. Его привлекали чистые плоскости и геометрические формы — квадрат, круг, крест и прямоугольник.
Впервые свои супрематические картины Малевич показал на «Последней футуристической выставке картин 0, 10», открытой в Петрограде осенью 1915 г. Отсутствие какого-либо сюжета, неузнаваемость реальных предметов и вещей, «перекодировка» мира становятся основными признаками его художественного метода. Творческое кредо Малевича определяет им же провозглашенный лозунг «освобождения искусства от балласта предметности». Супрематическая беспредметность рассматривает­ся как исключительно новая ступень художественного сознания.

Творческим манифестом Малевича считают знаменитый «Чёрный квадрат», в котором нашли отражение принципиальные взгляды художника на супрематическое искусство. Через этот ключевой образ Малевич пытался представить всю картину мироздания. Чёрный квадрат — это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный для человеческого сознания. Чёрный квадрат — это основополагающий элемент мира и бытия, так называемый «нуль форм», служащий первоэлементом, ядром, из которого посредством трансформации и деления возникают всё новые композиции супрематического мира.

Создание этой картины положило начало так называемому «чёрному» этапу в развитии живописного супрематизма. Кроме чёрного квадрата, к нему принадлежали геометрические фигуры креста и круга. «Чёрный» этап сменил так называемый «цветной» этап супрематизма. Он начался с «Красного квадрата», в котором красочность служила знаком цвета вообще. На последней стадии супрематизма из него ушёл цвет. В середине 1918 г. появились полотна «белое на белом», в ослепительной белизне которых «таяли» белые формы «Белого квадрата». Но вскоре исчезли и белые цвета, растворясь в бесконечном пространстве. Остался один пустой холст без красок. Осталось Непостижимое. Ничто...

К. Малевич "Черный квадрат", "Красный квадрат", "Белый квадрат"

Особое место в живописи заняло творчество К. С. Петрова-Водкина, общепризнанного мастера XX в. "Купание красного коня" - это программная картина всего его дореволюционного творчества. В ней художник приходит к созданию некой новой реальности в образе мальчика-всадника, красного коня, одновременно живого и совершенно фантастичного.

Русские сезоны

К числу важнейших событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства относятся Русские сезоны в Париже, организованные С. П. Дягилевым. Они стали подлинным открытием русского искусства для Западной Европы. С 1907 г. организуются Русские концерты. С них началась мировая слава певца Ф.И. Шаляпина.

В 1909-1912 гг. в Париже проводились Русские сезоны балета. Зритель был покорен блеском танца солистов и кордебалета, живописью костюмов и декораций. Триумфу балетных спектаклей способствовало участие в них выдвющихся мастеров балетного танца - А.П. Павловой, В.Ф. Нижинского, Т.П. Карсавиной, художников А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, Н.К. Рёриха и др., работавших над костюмами и декорациями к спектаклям.

Кинематограф

В начале XX в. свои первые шаги делало отечественное кино. Это документальная хроника, фильмы-репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая И, маневры эскадры в Чёрном море, эпизоды последних лет жизни великого писателя Л. Н. Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой войны... В это же время начали снимать и игровое кино.
В 1908 г. предприимчивый журналист и фоторепортёр А. О. Дранков снял первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» на сюжет известной русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень...». Фильм снимался на натуре, в окрестностях Петербурга. На плоту среди пруда зритель видел актёров, наряжённых в театральные костюмы, плохо загримированных, с наклеенными бородами. Они неумело жестикулировали картонными кинжалами и кубками в руках, изображая ссору с атаманом, который их «на бабу променял». В финале в приступе ревности Стенька Разин бросал в «набежавшую волну» пленную персидскую княжну.

Фильм «Понизовая вольница» имел огромный успех. Специально для него композитор М. М. Ипполитов-Иванов создал музыку, сопровождавшую демонстрацию фильма.
Вслед за этим стали появляться новые кинематографические работы отечественных режиссёров: А. А. Ханжонкова, Я. А. Протазанова, Д. Вертова, Л. В. Кулешова, В. И. Пудовкина. Это было по преимуществу немое кино — фильмы по произведениям русской классики («Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» и «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Идиот» Ф. М. Достоевского).

"Понизовая вольница". Первый русский фильм, 1908 г.

Настоящим открытием кинематографа стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898—1948) «Броненосец "Потёмкин"» (1925), созданный к двадцатилетию первой российский революции. До сих пор этот фильм, получивший огромное количество международных призов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времён и народов». В фильме были воссозданы исторические события нескольких дней на броненосце Черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический». Он начинался со сцены возмущения моряков из-за несъедобного борща и попытки офицеров расправиться с зачинщиками. В ходе бунта был убит вожак матросов Вакуленчук. Тогда матросы бросили за борт враждебно настроенных офицеров. Волнения на корабле перенеслись в Одессу, где разыгралась настоящая человеческая драма...

В этом фильме Эйзенштейн создал трагически обобщённый художественный образ народного бунта: под прицелом безмолвствующих пушек, ранее получивших приказ стрелять по мятежному броненосцу, «Потёмкин» гордо проходил сквозь вооруженную армаду. На его высокой мачте развевался красный флаг! (В первой копии все 108 кадров были раскрашены от руки.)

 

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:cherenova.ts@rambler.ru

Иллюстрации