Воспитание дворянина

Каждое время имеет свои представления о том, как надо воспитывать и учить детей. Петр I, как известно, создал цифирные школыВ них преподавали чтение, письмо, грамматику, арифметику, геометрию, Священное Писание. Обучение в них велось по старинке, основывалось на зубрежке. В классах цифирных школ сидели, как и раньше, дети различных возрастов. За провинности учеников били линейкой, ставили в угол «на горох», пороли розгами. Суббота была самым страшным днем: пороли всех подряд.

Первоначально Петр I посылал дворянских детей за границу осваивать разные науки. Таких учащихся называли пенсионерамипотому что они получали денежное пособие – пенсию от русского правительства. Многие из них возвращались хорошими специалистами – навигаторами, строителями, врачами.

В отличие от военной службы штатская не считалась благородной. Ее называли подьяческой. В обществе того времени существовал «культ мундира». Военный мундир был и внешне эффектнее фрака. Военная служба была обязательной для дворянина. Без военной службы нельзя было получить чин, а дворянин без чина был «белой вороной». Лишь в XIX в. статский чиновник начинает претендовать на общественное уважение наравне с офицером.

Программа обучения в кадетском корпусе включала Закон Божий, русский, церковнославянский, французский, немецкий и английский (для желающих) языки, словесность, математику, историю, физику, географию, рисование, законоведение, статистику, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию. Словесность – это уроки литературы, а статистика – учебная дисциплина, изучающая вопросы сбора, обработки и анализа количественных показателей развития всех сфер жизни общества. Кроме того, обучали стрельбе, верховой езде, гимнастике, плаванию, фехтованию на шпагах, танцам, музыке, пению, строевой подготовке. По окончании корпуса отличники получали чин подпоручика или даже поручика, а троечники становились лишь унтер–офицерами. Только отличников без экзаменов зачисляли в юнкерские училища, где готовили высшие офицерские кадры.

В царствование Елизаветы Петровны по замыслу М. В. Ломоносова в 1755 г. был открыт университет в Москве, а в 1757 г. – Академия художеств в Петербурге. При университете сразу же создали гимназию. В 1764 г., при Екатерине II, открылось училище при Академии художеств. Екатерина II явилась и инициатором создания Общества двухсот благородных девиц, которое стало называться Смольным институтом. Он находился в Петербурге. Смольный институт и Воспитательный дом в Москве были первыми в России школами для девочек–дворянок.

Воспитанниц Смольного института благородных девиц называли «смолянками». Учиться в Смольном институте было почетно. В него попадали и девочки из очень богатых семей, но чаще это были дети небогатых дворян. Обучение длилось девять лет. Сюда привозили маленьких девочек пяти–шести лет, и в течение всего срока обучения они жили в институте. Родители, проживавшие в Петербурге, могли, пусть и редко, посещать своих дочерей. Провинциалы были лишены такой возможности. Это делали специально, чтобы отгородить «смолянок» от «испорченной» среды. Екатерина II и другие императоры благоволили к «смолянкам». Воспитанницы участвовали в придворных балах, но лишь единицы оставались при дворе. Остальные выходили замуж или становились воспитательницами, учительницами.

Все обучение в Смольном институте делилось на три ступени по три года каждая. Учениц первой ступени называли «кофейницами»: они носили платья цвета кофе с белыми передниками. Жили девочки по девять человек в одной комнате, за ними был постоянный надзор. Средняя группа «смолянок» называлась «голубыми»: они носили голубые платья. Это были девочки–подростки. Они безобразничали, дразнили учителей и товарищей, не делали уроков. Девочек старшей группы называли«белыми», хотя одевались они в зеленые платья. Белого цвета были у них бальные платья. Только этой группе воспитанниц разрешалось танцевать на балах.

Обучение девочек–дворянок было очень поверхностным. Лишь литературу и иностранные языки преподавали хорошо. Учили немецкий, французский и итальянский языки. Большое значение придавалось обучению танцам и рукоделию. По физике показывали фокусы и опыты, по математике обучали лишь элементарному счету.

Отношение «смолянок» к учебе зависело от положения их семьи. Для бедных дворянок отличная учеба означала получение «шифра»– бриллиантового вензеля императрицы. С таким вензелем можно было стать фрейлиной. Знатные дворянки нередко учились спустя рукава: они знали, что по окончании пансиона их выгодно выдадут замуж.

Повседневная жизнь дворянских дочерей в пансионе не вызывает зависти. За детьми следили надзирательницы из числа тех, кто был вечно недоволен и жалованьем и жизнью. «Смолянки» их называли «подлинными ведьмами». Особенно от них доставалось небогатым дворянкам. Распорядок дня был очень строгий. Поднимали девочек в 6 часов утра. Ежедневно было по шесть–восемь уроков. Время для игр ограничивали. Питание было очень плохим, так как начальство и экономки наживались за счет воспитанниц. Правда, богатые «смолянки» могли за особую плату пить по утрам чай в комнате воспитательниц, отдельно от других воспитанниц. К тому же они имели возможность подкупать сторожей, которые приносили им сладости из булочной.

Первой ступенью в образовании дворянских детей были домашние занятия с учителями–французами. Дома учили читать, писать, говорить по–французски и по–немецки. Затем ребенка отдавали в частное учебное заведение. В XVIII в. обычно это был пансион. В пансионах не было единых программ, учебников, поэтому все зависело от мастерства учителей. Плата за обучение в пансионах была достаточно высокой. В мужских пансионах учили азам наук, в женских – танцам, музыке, хорошим манерам, языкам, умению вести себя в обществе, рукоделию.

Учебные заведения создавали в соответствии с представлениями того времени об образовании дворянина. Непременным признаком хорошего образования считалось знание французского языка. Человек образованный должен был также знать историю, особенно древнюю, классическую и современную литературу; неплохо, если он владел несколькими иностранными языками. Для светского образования достаточно было овладеть гуманитарными науками и языками, но для более фундаментального требовалось освоить математику и латынь.

Образованный дворянин должен был иметь красивый почерк и уметь ясно излагать свои мысли. Частная переписка была неотъемлемой чертой дворянского быта. Особенно это касалось женщин. Их жизнь без писем было невозможно представить. Кроме того, женщина была читательницей домашних библиотек в дворянских особняках.

В конце XVIII в. частных пансионов в Москве было более десятка, в Петербурге – несколько десятков и столько же в провинции. Но все же большинство девочек из дворянских семей учились дома. С ними занимались гувернантки: учили их немецкому, французскому, рисовать, танцевать, держаться в обществе, петь, играть на музыкальных инструментах, азам истории, географии и словесности. С началом выездов в светское общество образование девушек заканчивалось.

В 1811 г. в России открылся Царскосельский лицейВ нем мальчиков обучали истории, словесности, математике, иностранным языкам. Занятия продолжались целый день с перерывом на обед и прогулки. Обстановка в лицее была похожа на обстановку в Смольном институте благородных девиц. Лицеи открывали и в других городах.

Одним из самых известных средних учебных заведений XIX в. является гимназия. При императоре Николае I в гимназию могли поступать только дети дворян и чиновников. 40 % учебного времени отводилось математике и языкам, причем древним – греческому и латыни. Кроме того, преподавали Закон Божий, словесность, французский и немецкий языки, географию, историю, физику, чистописание, рисование, логику, статистику.

В середине XIX в. появляются реальные гимназиив которых не предусматривалось обучение древним языкам. В них углубленно изучали математику и естественные науки. Выпускники таких гимназий поступать в университет не могли. Плата за обучение во всех гимназиях была высокой: от 40 до 100 рублей в год. Занятия начинались с 16 августа и продолжались до 1 июня. Уроки в гимназиях были по 60 минут и начинались в 9 часов утра. Учеба была очень тяжелой. Нередко на уроках давали письменные упражнения без подготовки –экстемпоралии. Ученики их боялись так же, как и экзаменов. Несдавших экзамен могли исключить из гимназии.

Порядки в гимназиях были строгие. Гимназисты должны были всегда ходить в форме, снимать фуражку при виде генералов и начальства, содержать комнаты в порядке. За расстегнутую пуговицу могли строго наказать. Наказания применялись суровые: розги, карцер, исключение из гимназии. После семи вечера гимназисты не могли выходить на улицу.

 

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:cherenova.ts@rambler.ru

Иллюстрации