Художественная культура Античной Греции


В течении многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, художественную культуру Античности считали колыбелью мирового искусства. Термин «античный» возник позднее, в XV в., в переводе с латинского « antiquus » означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.

Основой античного искусства было мифологическое мышление. Неразрывность такого мышления, непосредственность отношения к действительности способствовали представлению о равенстве физического и духовного начал, где преобладающим оказывалось физическое – по знаменитой формуле « calos - cagatos », что можно перевести «в здоровом теле – здоровый дух». Культ физического совершенства нашел свое выражение в спортивных играх, соревнованиях, воспитании юношества и, наконец, - статуях победителей спортивных состязаний, равных по характеру и значимости статуям богов.

Мифология играла важную роль в культуре Древней Греции. Мифы во многом определяли специфику изобразительного искусства, литературы, философской проблематики. Отношение греков к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее в них были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека.

Греческая мифология - это комплекс преданий и легенд, сложившихся на территории Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западной части Малой Азии. Мифы вобрали в себя также народные представления о завистливости богов, карающих тех, кто приближается к ним по своему могуществу, красоте или уму. Однако в мифах действуют не только боги, но и герои, часто не выполняющие их волю, такие, как Прометей или Сизиф. В отличие от богов герой, как правило, рожден земной женщиной. Он благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главным из которых был Зевс — бог-громовержец, правивший всем миром, ведавший людьми и богами. Наиболее почитаемыми являлись 14 олимпийских (по месту их обитания на горе Олимп) богов. Кроме Зевса к ним относятся: Посейдон, Аид, Деметра, Гера, Аполлон, Афродита, Афина, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Артемида, Гестия.

Высокого уровня развития в Древней Греции достигла архитектура. Классический греческий храм был прямоугольным в плане, со всех сторон окруженный колоннадой. Крыша была двускатной. Треугольные плоскости, образовавшиеся из фасадов – фронтоны – как правило, украшались скульптурными изображениями.

Храм как жилище бога - это представление господствовало в греческой культуре. Однако, кроме того, в архитектуре храма в Древней греции воплотились идеи единства, величия и совершенства города-государства. Храм был центром общественной жизни, он рапологался на площади - агоре, на возвышенности в центре города - акрополе. Подобное расположение наглядно подчеркивало господство храма в архитектурном ансамбле города.

Самый древний тип храма - храм "в антах". Боковые стены храма продлеваются на фасаде выступами - антами, между которыми располагался вход, прикрытый колоннами. Простиль представляет собой менее замкнутый тип храма благодаря четырем колоннам, украшавшим фасад. Амфипростиль - пример классического двухфасадного греческого храма, восточный и западный фасады украшены колоннами. Периптер - самый распространенный тип храма, при котором помещение было окружено по периметру колоннадой, двойная колоннада - диптер. Иногда строили круглые храмы - толосы. Колоннада периптера символизировала демократическое общество - колонны создавали образ защитников полиса, сомкнувших свои ряды.

Типы греческих храмов

Слева направо: храм "в антах", "простиль", "амфипростиль", "периптер", "толос"

Наиболее совершенным архитектурным ансамблем классической Греции был Афинский акрополь. Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. Он был сооружен во второй половине V века до н. э. в период наибольшего могущества Древних Афин. Холм Акрополис, что возвышается на 150 м над уровнем моря, издавна был крепостью, а затем местом главных культовых сооружений. Однако во время персидского нападения все они подверглись разрушению. Отличительная черта этого комплекса — чрезвычайная гармоничность, которая объясняется единством замысла и короткими для таких масштабов сроками строительства (примерно 40 лет).

Главный храм Акрополя — беломраморный Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Его архитекторы — Иктин и Калликрат — задумали и спроектировали строение настолько пропорциональное, что оно, выделяясь как, безусловно, самое величественное сооружение комплекса, при этом своими размерами не тяготеет над другими. Храм строили 9 лет. Парфенон внутри разделен на восточную и западную части. В западной, называемой собственно Парфеноном, находилась казна афинян. В восточном, большем помещении стояла статуя Афины Парфенос.

Храм Афины Парфенос (Афины Девы)

Еще одним замечательным элементом архитектурного ансамбля Акрополя стал так называемый портик кариатид – небольшого храма, примыкавшего к Парфенону. Кариатидами называют стилизованные под женские фигуры колонны портика храма.

Храмовый комплекс Акрополь. Портик кариатид

К рубежу IV – III вв. до н. э. относится строительство сооружений: Мавзолея в Галикарнасе , Колосса Родосского , Фаросского маяка , алтарь Зевса в г.Пергам – поражающих своими масштабами и относящимися к так называемым «семи чудесам света».

Мавзолей в Геликарнасе.

Для собственного погребения царь Мавсол приказал выстроить особенный храм. Стены будущей гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 семиметровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи. Храм венчала квадрига (четверка коней).

Храм был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По обычаю он был кремирован. Часть праха, убитая горем вдова Артемисия , приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. По имени царя Мавсола храм для захоронения называют Мавзолей.

Колосс Родосский

В III до нашей эры на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был металлический каркас, а сверху она была покрыта бронзовыми листами. Размеры статуи были огромны: высота 36 м., огромные торговые корабли проплывали в гавань между ног колосса, а свет факела в его вытянутой руке был виден за много миль. Автором монумента является скульптор Харес, ученик знаменитого Лисиппа. Двенадцать лет трудился он над созданием 36-метрового бронзового гиганта. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. После окончания строительства Харес был полностью разорен и поэтому покончил жизнь самоубийством. Колосс простоял 65 лет. В 222 году до н. э. статую разрушило землетрясение.

Фаросский маяк в Александрии.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии. Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Сооружение назвали по имени острова. Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением. Архитектор — Сострат Книдский . Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь. Общая высота маяка — 120—140 метров, его свет было видно на расстоянии до 100 км. Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море.

Пергамский алтарь Зевса

Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был город Пергам, где во II в. До н. э. был возведен Большой алтарь Зевса (высота более 9 м.). Пергамский алтарь - один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее, построенном специально для этой цели.

Скульптура этого периода представлена куросами (статуи обнаженных юношей) и корами (женские фигуры в длинных ниспадающих одеждах). В куросах скульпторы стремились показать мускулатуру человеческого тела. Фигуры стоят в строго определенной позе: руки прижаты к туловищу, левая нога чуть выгнута вперед, у фигур широкие плечи, тонкая талия, узкие бедра. В типе коры для скульптора главным было изучение не анатомии, а драпировки.

В классический период основное внимание скульпторы уделяли изображению человека в движении, что требовало изучения анатомии. Высокого совершенства греческая пластика V в. до н.э. достигла в работах Мирона, Фидия и Поликлета, вошедших в мировую историю искусства. Мирон ставил своей целью точно передать движения человеческого тела. Лучше всего ему это удалось достигнуть в статуе «Дискобол», изображающей атлета перед броском диска.

Дискобол - одна из наиболее прославленных статуй античности; первая классическая скульптура, изображающая человека в движении. Оригинал «Дискобола» — статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора Мирона, жившего в середине V века до н. э. — не сохранился, он был утерян в Средние века, но представлен многочисленными копиями римского периода.

 

Празднества в Афинах, посвященные Дионису, были прообразом театральных представлений. В честь бога виноделия устраивались веселые шествия, участники которых изображали пастухов – свиту Диониса. Они надевали на себя козлиные шкуры, совершали обряд жертвоприношения козла. Первые представления получили название трагедии, что в буквальном переводе означает «Песнь козлов». Позднее театр стал выполнять кроме культовых и просветительско-воспитательные функции. Самыми знаменитыми авторами античных трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид. По-настоящему светски афинский театр стал с развитием жанра комедии, основоположником которой считается Аристофан. Комедия возникла из сельских празднеств в честь Диониса, на которых исполнялись шуточные песни и пляски сатиров – мифических козлоногих спутников бога. После трагедии, прославляющей Диониса и рассказывающей о его страданиях, разыгрывали сатирические сценки, пародирующие предшествующие.

Самыми знаменитыми авторами античных трагедий были Эсхил , Софокл и Еврипид . По-настоящему светски афинский театр стал с развитием жанра комедии, основоположником которой считается Аристофан. Комедия возникла из сельских празднеств в честь Диониса, на которых исполнялись шуточные песни и пляски сатиров – мифических козлоногих спутников бога. После трагедии, прославляющей Диониса и рассказывающей о его страданиях, разыгрывали сатирические сценки, пародирующие предшествующие.

Общий вид греческого театра

Трагические и комическая театральные маски

В Греции театр был одним из факторов общественного развития , распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.

Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей. Обычно в постановках греческих драм участвовало по три актера.

В Греческом театре существовало два вида пьес: комедии и трагедии. В связи с этим часто получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей. Но поскольку большая часть пьесы проходила не перед глазами зрителей (они узнавали о происшедших событиях от слуг, вестников, домочадцев и прочих), то появилась возможность обойтись малым количеством актеров. Если в драмах имелись немые роли, то их исполняли статисты. В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины.

Культура Древней Греции оказала значительное влияние на всю последующую европейскую культуру. Для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и эмоционально-эстетическое его восприятие. Античная культура сформировалась на основе полисной социальной и духовной жизни. Именно в Древней Греции зародилась новая, отличная от древневосточной, система ценностей, базирующаяся на приоритете личности над обществом. Античная личность суверенна и независима, у нее развито чувство равенства и братства. В древнегреческой системе ценностей важное место занимало стремление к познанию нового, в ней формируется система правовых отношений между личностью и обществом, идея равенства граждан перед законом. Европейская и во многом мировая культура построены на фундаменте древнегреческих ценностей.

Учебный фильм "Кровь и слава древних олимпиад"

Задание:
1. Составьте небольшой терминологический словарь основных понятий древнегреческой ордерной системы. сравните дорическую, ионическую и коринфскую колонны. Подберите примеры их использования в античной ии современной архитектуре.
2. Проведите заочную экскурсию по афинскому Акрополю. На каких объектах вы сосредоточите главное внимание?
3. Расскажите о классической театре Древней Греции

Вопросы для повторения:
1. Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма? Опишите один из памятников зодчества этой эпохи
2. Каковы основные стили греческой вазописи? Что вы можете рассказать о ее пластике, сюжетах и особенностях композиции?
3. Как вы думаете, почему лица ранних древнегреческих статуй были лишены индивидуальности, не отражали эмоции?

 

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: cherenova.ts@yandex.ru

Дополнительная информация

Согласно древнегреческой мифологии, изначально в мире существовали лишь Мгла (олицетворение мрака и пустоты) и Хаос (бог-создатель всего живого). Это были так называемые демиурги (прародители), первое поколение древнегреческих богов.

Таким образом, мифологическое мировоззрение древних греков рисовало следующую картину мироздания. Из первозданного Хаоса, Мрака и пустоты в результате самозарождения появляется первое поколение богов-демиургов (создателей): Гея (Земля), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь), Нюкта (Ночь), Уран (Небо), Понт (Внутреннее море). Это поколение богов не имеет человеческого облика. Это воплощения жестоких природных стихий .

Однако в этом втором поколении богов начинается постепенный переход от богов-стихий к богам-существам: боги приобретают внешние черты определенных существ, становясь похожими на животных, полуживотных-полулюдей и людей. Наряду с чудовищами и богами-гигантами начинают появляться существа, привлекательные внешне и по своей сути. Появляется первый "божественный клан" - титаны .

В третьем поколении боги с человеческим обликом начинают вытеснять монстров, теряющих способность к продолжению рода. Последние чудовища появляются в потомстве лишь некоторых богов. Таким образом, начинается период главенства антропоморфных (человекоподобных) богов. Возникает второй "божественный клан", олимпийские боги , в результате победы над Кроносом (временем) и титанами - занявший лидирующее положение и разделивший между собой власть над миром.

Четвертое поколение богов целиком состоит из внуков титанов. Центральное место занимают дети Зевса и Посейдона , разделившие власть над миром с богами третьего поколения. Новое поколение уже не борется за верховенство над миром, а мирно сосуществует с поколением "отцов". Своих богов обретают новые стороны жизни человека - ремесла и искусство. Значение "божественных новичков", связанных с деятельностью человека, начинает повышаться по сравнению с более древними богами-воплощениями природных явлений.

Однако и среди богов, как и среди людей шла непримиримая борьба за власть. Согласно древнегреческой мифологии, Уран , боясь погибнуть от одного из своих детей, после рождения их его супругой – богиней Земли Геей - отправлял их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса , родившегося последним, оскопить Урана. Так Кронос занял место верховного бога и взял себе в жены сестру – богиню Рею .

Кронос (Время), в свою очередь, пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его супруге удалось спасти младшего сына — Зевса , которого она родила в пещере на о. Крит. Кроносу она подсунула камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. Рея не могла кормить Зевса, поэтому он был вскормлен молоком козы Амалфея .

Повзрослев, Зевс начал войну с отцом и своими братьями – титанами, часть из которых поддержали отца, а часть Зевса. Сражение длилось десять лет. Кронос и Титаны были побеждены. Часть из них признала нового владыку, остальные были сброшены в Тартар. Зевс заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и сделал своих братьев и сестёр олимпийскими богами (по названию г. Олимп, где боги поселились).

Зевс подверг сброшенных в Тартар титанов разнообразным мучениям, титаны были испепелены молниями Зевса. Из этой копоти появились люди . А из пролитой крови титанов произошёл род пауков и змей.

По другой версии, первые люди были вылеплены из глины титаном Прометеем . Прометей в борьбе богов помог Зевсу взобраться на Олимп. Однако, Зевс начал злоупотреблять властью. Он никого не боялся, кроме Прометея, который помог ему прийти к власти, но мог и лишить его её.

Люди жили, подобно диким зверям: не знали огня, не умели строить дома, пахать землю, мучились и умирали от болезней, не умея лечить их. Всю жизнь они проводили в страхе. Но больше всего боялись своих богов. Прометей не похищал огонь как это принято думать. Огонь разбрасывал Зевс, вселяя в людей страх и ужас. Прометей лишь научил людей, что огонь не только зло, а при умелом обращении может приносить пользу.

Прометей научил людей пользоваться огнем и не бояться богов. Он дал людям свободу. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлом, научил, как его добывать их и обрабатывать. Прометей научил первых людей земледелию, кораблестроению, открыл им силу лекарств. Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее.

За это Зевс приказал другу Прометея – богу кузнечного дела и огня - Гермесу приковать Прометея к скале на Кавказе. Прометей был обречён на мучения: прилетавший по воле Зевса орёл каждый день клевал у Прометея печень, которая на следующий день вновь отрастала. Эти муки, длились нескольких столетий, пока Геракл не убил стрелой орла и не убедил Зевса освободить титана. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец железом, с тех пор люди носят кольца.

Образ Геракла стал одним из любимых среди героев Греции. Ему приписывают совершение 12 знаменитых подвигов:

- удушение Немейского льва

- убийство Лернейской гидры

- истребление Стимфалийских птиц

- поимка Керинейской лани

- укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами

- очистка авгиевых конюшен

- укрощение критского быка

- победа над царем Диомедом (бросавшим героя на съедение своим коням)

- похищение пояса Ипполиты , царицы амазонок

- похищение коров трёхголового великана Гериона

- похищение золотых яблок из сада Гесперид

- укрощение стража Аида — пса Цербера .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Венера Милосская